В США проиграно судебное дело на $16 млн о половой дискриминации
Проигравшая Эллен Пао уверена, что дискуссия о роли женщин в Кремниевой долине продолжаетсяЭллен Пао пришла на работу в один из ведущих венчурных фондов в США, Kleiner Perkins Caufield & Byers, в 2005 г. руководителем аппарата одного из партнеров. Затем ее назначили младшим инвестиционным партнером, но предложения занять пост старшего инвестиционного партнера она так и не дождалась и в 2012 г. подала на фонд в суд Сан-Франциско, обвинив в половой дискриминации. Вскоре после этого она была уволена, а 27 марта проиграла тяжбу бывшему работодателю. Однако она не считает дискуссию завершенной. «Вы не можете спрятаться от проблемы половой дискриминации на работе, – заявила она в первом после вынесения вердикта интервью. – Придется ее решать, потому как она есть и сама по себе не рассосется».
Частное становится явным
Все три года, пока разбиралось дело, ее личная жизнь была объектом постоянного общественного внимания, рассказывает 45-летняя женщина: «По натуре я скрытный человек, так что мне было жутковато решиться на иск. Я довольна, что сделала это. Но пришлось непросто».
Проблема ущемления прав женщин, работающих в Кремниевой долине, обсуждается давно. Но дело Пао пролило свет на сильно закрытую индустрию венчурных капиталистов. В свидетельских показаниях речь шла об отношениях Пао с еще одним партнером и обвинениях в сложившейся атмосфере мужского клуба, которая не способствует четким и ясным критериям повышения.
Противоречивый процесс
Компании Кремниевой долины пытаются обратить вспять процесс вымывания женщин из многих секторов, особенно венчурного. Согласно отчету Бюро переписи населения США, вышедшему осенью 2013 г., процент занятых в компьютерных компаниях женщин снизился по сравнению с 1990-ми. Среди разработчиков ПО женщин всего 22%. Среди венчурных капиталистов – еще меньше. В 1999 г. 10% партнеров таких фирм принадлежали к слабому полу, в 2014 – только 6%, гласит исследование Babson College.
Мнения сторон
Основные доводы Пао
В Kleiner Perkins применялись двойные стандарты в отношении женщин и мужчин в области карьерного продвижения;
В компании царит атмосфера сексизма – например, встреча с Альбертом Гором-младшим или поездка на горных лыжах были заявлены как мероприятия «только для мужчин».
Основные доводы Kleiner Perkins
Дискриминации нет, 20% топ-менеджеров фонда – женщины;
Пао не получала повышения из-за недостаточно хороших результатов работы, кроме того, коллеги считали ее грубым и тяжелым в общении человеком.
СМИ под микроскопом исследовали каждую всплывавшую в ходе слушаний подробность жизни Пао, в том числе личную переписку по электронной почте и sms. Когда адвокат фонда Линн Хермле проводила перекрестный допрос о личной жизни Пао и ее профессиональных недостатках, в зал набилось две сотни зрителей. Части пришлось стоять у стены, так что кто-то, случайно прислонившись к выключателю, погасил свет в зале.
«Я чувствовала тесную связь с ними, – говорит про зрителей Пао. – На улице или на лестнице ко мне подходили незнакомцы, и некоторые делились историями, которые никому не рассказывали».
После вынесения вердикта Пао не перестали поддерживать. Группа женщин, работающих в технологических компаниях, купила рекламу в газете, создала страницу в Facebook и напечатала футболки со слоганом «Спасибо, Эллен». Возглавляющая их Лори Хобсон занимается вопросами развития предпринимательства в Пало-Альто. Их инициатива возникла из-за высказываний некоторых мужчин: мол, вердикт убил проблему.
Работа продолжается
Пао, которую за время слушаний характеризовали и как робкую, и как агрессивную, говорит, что, когда речь идет о поведении в офисе, женщин критикуют и за то и за другое. «Такое ощущение, что нужно пролезть в игольное ушко, вот только порой кажется, что в ушке нет дырки, – рисует она образ. – Судя по тому, что я слышала от женщин, нет способа выиграть. Они не могут проявлять агрессивность и использовать шанс без того, чтобы к ним не отнеслись так, будто они делают что-то плохое».
Пао вернулась к работе временного гендиректора стартапа социального новостного сайта Reddit. Со мной она разговаривает в офисе этой компании в Сан-Франциско, ее адвокат следит за беседой по телефону. Она отказывается обсуждать суд и свои судебные издержки и говорить о муже, Альфонсе «Бадди» Флетчере, весьма противоречивой фигуре среди менеджеров хедж-фондов.
Но она с готовностью рассуждает о том, как может способствовать дискуссии о гендерном равноправии. Она говорит как человек с дипломом Принстона в области электронной инженерии и Гарварда в области юриспруденции. Пао методично перечисляет действия, которые предпримет, чтобы убедиться: Reddit работает над поднятыми ею проблемами.
Пао собирается работать гендиректором Reddit еще долгое время после того, как кончится ее временный статус. Она исключила переговоры об уровне зарплаты из процесса найма, потому что женщинам никогда не платят столько же, сколько мужчинам. Консультировать компанию она наняла известного в Кремниевой долине консультанта по равноправию Фриду Капор Кляйн.
Пао нанимает людей, исходя из идеи создания гендерно и расово сбалансированной команды: «Мы спрашиваем кандидатов, что они думают о разнообразии, и отсеиваем на основе их ответов».
На онлайн-форуме Reddit посетители обмениваются ссылками и обсуждают разнообразные темы. Похоже, он не соответствует убеждениям Пао, столько на нем женоненавистнических комментариев. Пао пришла в компанию через три месяца после этого всплеска и отставки прежнего гендиректора. Она говорит, что наняла еще больше модераторов следить за контентом и участвовала в создании новой пользовательской политики компании.
Перед тем как вернуться на рабочее место в центре open space Reddit, Пао задумывается над вопросом, что бы она могла посоветовать молодым женщинам, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и она. «Я бы пожелала им верить в себя, – звучит ответ, – чтобы они знали: то, что они делают, важно, и никогда не позволяли другим людям влиять на их самооценку».
WSJ, 6.04.2015, Антон Осипов