Умеренный пессимизм повышает рабочую эффективность
А тотальная благостность ведет к убыткамМножество исследований доказывают пользу оптимизма на рабочем месте. Но десятки исследовательских работ за прошедшие несколько лет раскрыли и другую сторону медали – умеренный пессимизм повышает эффективность.
Некоторая тревожность полезна: она мотивирует человека проявить больше настойчивости в решении сложных проблем, считают ученые. Некоторые нарочно вызывают у себя это чувство, перед тем как взяться за сложную задачу. Другие, слишком жизнерадостные начальники, нанимают сотрудников с мрачным мировоззрением, чтобы обеспечить себе реалистичную опору.
Одолело беспокойство
Кэти Блюм – совладелец и президент консалтинговой фирмы для страховщиков Kilbourne. Она перелопатила кучу данных, чтобы понять, почему бухгалтерские фирмы порой позволяют себе вопиющую небрежность. Беспокойство заставило ее снова и снова анализировать причины бухгалтерских ошибок даже в нерабочее время. Она поняла, что если не будет дотошна и аккуратна, то, когда случится очередная ошибка, это будет для нее страшным ударом, который запомнится надолго.
Ряд профессий, в том числе страховщик, бухгалтер, инженер или компьютерщик, лучше подходят тем, у кого реалистичный, дотошный склад ума. И куда меньше проблем в работе возникает у тех представителей этих отраслей, кто пессимистичен или склонен к беспокойству.
Критиканы не рискуют
Отрицательные эмоции могут обезопасить от заключения сомнительных сделок, гласят два исследования, опубликованных в 2012 г. в Journal of Behavioral Decision Making, в них приняло участие 213 человек. Они играли в азартную игру. Те, кто находился в дурном расположении духа, чаще делали правильные логические выводы и имели больше шансов на выигрыш – даже после серии проигрышей. Счастливые и беспечные быстрее переключались на рискованные стратегии. Возможно, потому, что они больше полагались на предчувствия, нежели на логику, решили исследователи.
Бухгалтер Уилл Стейх чувствовал себя несчастным, когда несколько лет назад начал заниматься продажами финансовых продуктов. Общаясь с клиентами, он вынужден был преодолевать свое беспокойство и стремление к перфекционизму. Начальство давило, чтобы он не вникал в нужды клиентов, а побыстрее закрывал продажи.
Стейх обратился к психологу Греггу Стейнбергу и в итоге сменил работу – стал личным финансовым советником, так что его характер теперь помогает ему в работе. «Моя тревога уменьшается пропорционально тому, как я вовлекаю клиента в беседу и выспрашиваю его о приоритетах и целях», – говорит Стейх, который сейчас владеет фирмой Stewardship Partners.
«Конструктивное беспокойство помогает всегда иметь запасной план на случай, если что-то пойдет не так. Ведь ты всегда беспокоишься, что случатся неприятности, и думаешь, как бороться с ними, – говорит Стейнберг, написавший книгу «Дави на газ!» про поиски эмоциональных сил для работы. – В итоге ты готов к любому раскладу». Например, к провокационным вопросам во время собеседования или негативным отзывам о твоей работе.
Стейнберг советует пациентам различать виды беспокойства. Например, как можно меньше внимания нужно обращать на вещи, которые ты не можешь контролировать. Недавно он консультировал девушку-баскетболистку из университетской команды, переживавшую, что она не может угодить требовательному тренеру и перестала получать удовольствие от игры. Стейнберг посоветовал ей иначе расставить приоритеты и сосредоточиться на улучшении собственной игры – т. е. на том, что находится в ее власти.
Минусы хорошего настроения
Неунывающие люди, как правило, берутся за дело, не успев поинтересоваться мнением окружающих, полагает Джанет Джонсон, президент консалтинговой и тренинговой фирмы Learning in Action Technologies, специализирующейся на эмоциональном интеллекте. Порой это подавляет коллег и подчиненных. Она советует слишком оптимистичным людям иногда притормаживать, чтобы узнать мнение остальных.
Джаннин Акатиладо Волински рассказывает, что из-за бьющего через край оптимизма на предыдущем месте работы в качестве медицинского директора она постоянно недооценивала трудности и обещала больше, чем реально могла сделать. Сейчас Волински владеет хедхантинговой фирмой Elan Consulting Services. Она научилась искусственно раздувать худшие опасения. Ей помогает в этом общение с коллегами, которые предупреждают о возможных рисках и проблемах. В команду она специально набрала людей с негативным мировоззрением, чтобы они держали ее в узде.
Разорительная благостность
Все больше компаний пытаются привлечь таланты, превращая работу в удовольствие. Те, кому это удается, рискуют остаться без критики и отрицательных отзывов, предупреждает Холли Бок, президент тренинговой компании Fierce. Один из его клиентов, ритейлер, продвигал позитивное взаимодействие так активно, что развилась культура «тотальной благостности», когда сотрудники не могли даже заикнуться о проблемах или появляющихся угрозах. Это стало одной из причин, почему компания долгое время придерживалась ценовой политики, которая вела лишь к убыткам.
В 2011 г. ученые бостонского Northeastern University заставили полсотни человек рассматривать в бинокль две картинки. Один глаз видел изображение обычного дома, другой – лицо человека, который улыбался, хмурился или находился в нейтральном состоянии. Мозг был вынужден выбрать одну из картинок как доминирующую. Участники эксперимента в дурном расположении духа чаще уделяли внимание лицам, особенно если они были нахмуренными.
Дурной настрой может помочь карьере. Такой вывод содержится в исследовании с участием 118 519 человек, опубликованном в 2007 г. в Perspectives on Psychological Science. Счастливым людям удается завязывать плодотворные отношения, а менее счастливые тем временем получают зарплату побольше и образование получше. Те, кто в меру уныл, лучше адаптирует мышление и поведение к насущным задачам, гласит исследование.
WSJ, 31.03.2015, Антон Осипов