Трое выпускников Высшей школы экономики создали компанию с оборотом в 150 млн рублей

Когда шесть лет назад три выпускника Высшей школы экономики придумали продавать электронные билеты, иметь с ними дело опасались. А сегодня у компании с оборотом в 150 млн руб. тысячи клиентов
Каждый из основателей «Таймпэда» - Павлова (слева), Устюжанина и Киселев - занимается в компании тем, что у него лучше всего получается
Каждый из основателей «Таймпэда» - Павлова (слева), Устюжанина и Киселев - занимается в компании тем, что у него лучше всего получается / Личный архив

Рынок растет. $4,1

млрд составил российский рынок билетов на мероприятия по состоянию на 2013 г., оценивают в «Таймпэде». Из этого объема только 10-15% приходилось на электронные билеты. По прогнозам компании, к 2016 г. эта доля может достигнуть 45%

Все три основателя компании «Таймпэд» (Timepad) - Людмила Павлова, Дарья Устюжанина и Артем Киселев - закончили Высшую школу экономики. Там же, в бизнес-инкубаторе, начали развивать свой первый проект: Павлова и Устюжанина организовывали различные мероприятия для начинающих предпринимателей - семинары, конкурсы, выступления успешных бизнесменов и т. д. А Киселев был главным по IT: разрабатывал сайт и помогал с техническими задачами.

«Когда событий стало много, по нескольку в неделю, мы поняли, что без автоматизации не обойтись, - вспоминает Павлова. - Начали искать инструменты, которые помогли бы нам анонсировать ивенты, регистрировать участников, делать рассылки, но ничего готового на рынке не было, и тогда мы решили создать несложное техническое решение самостоятельно. Оно получилось удобным, им начали пользоваться не только мы, но и наши знакомые организаторы событий. В какой-то момент мы поняли, что из этого можно сделать бизнес».

Первые полмиллиона рублей трое партнеров вложили в проект из собственных сбережений. Эти деньги пошли на разработку и развитие продукта - онлайн-сервиса для организаторов мероприятий. Спустя какое-то время ребята выиграли конкурс и получили стандартный грант в 1 млн руб. от фонда Бортника. Еще 1 млн руб. инвестировал в дело их хороший знакомый (по соглашению они не могут раскрывать его имя). За что и получил долю в бизнесе, которую в 2012 г. им обратно продал. Инвестиций хватило на то, чтобы через два года после публичного запуска проекта, который состоялся летом 2009 г., выйти на самоокупаемость. Оборот компании в 2014 г. составил около 150 млн руб.

«Сервис, который мы придумали, помогает организаторам самых разных событий - от деловых конгрессов до посиделок в кафе - привлекать аудиторию и продавать электронные билеты, - поясняет суть проекта Павлова. - «Таймпэдом» пользуются более 30 000 организаторов по всей России, каждый месяц проходит около 15 000 событий, на которые регистрируется свыше 300 000 участников».

Инвесторы не нужны

Клиенты «Таймпэда» регистрируются на сайте и получают доступ к личному кабинету, через который они анонсируют события и следят за статистикой. Создатели сервиса по продаже электронных билетов зарабатывают на том, что берут комиссию - от 7 до 9% за каждый проданный у них билет. И - если клиенту нужна помощь в привлечении аудитории - дополнительную плату за продвижение события.

Самыми первыми клиентами компании стали друзья и коллеги предпринимателей. «Мы сами со всеми встречались, показывали решение, помогали в нем разобраться, - рассказывает Павлова. - Дальше начался вирусный эффект: люди рекомендовали нас своим знакомым, кто-то регистрировался через наш сервис на чужие события и начинал использовать «Таймпэд» для организации своих событий».

«Был у нас год, когда мы, почувствовав, что грант и ангельские инвестиции подходят к концу, пытались привлечь новые инвестиции, - говорит Павлова. - Встречались с инвесторами, вели переговоры, но все без толку». Предприниматели жили с гнетущим ощущением того, что пройдет еще два-три месяца, деньги кончатся - и проект придется закрыть. Но в какой-то момент осознали, что деньги должны были кончиться уже давно - больше чем полгода назад, а они все не кончались и доходы позволяли проекту вполне комфортно развиваться дальше. «Это было озарение, - смеется Павлова. - Мы перестали тратить время на поиск инвестиций и сконцентрировались на развитии бизнеса. Дела пошли еще лучше».

Понятно даже детям

«Наша система обучения устроена так, что покупка абонемента - это только первый шаг на пути к занятиям», - рассказывает Катерина Абрамова, секретарь «Университета детей» - научно-просветительского проекта Политехнического музея, который был запущен два года назад. «Университет детей» - это место встречи школьников от 8 до 13 лет c учеными и специалистами из разных областей науки. Каждый студент (а здесь именно так обращаются к детям) должен регистрироваться на занятие, выбирать темы и самостоятельно составлять свое расписание. Организовать этот процесс для большого количества студентов без «Таймпэда» было бы невозможно, замечает Абрамова: только в течение весеннего семестра, который продлится с 7 февраля по 31 мая, учиться в «Университете детей» будет 760 человек.

Применять эту систему университет начал с первых дней своего существования. «Мы уже работали с «Таймпэдом» во время проведения Первой научной детской конференции в Москве, и опыт оказался положительным, - утверждает Абрамова. - Сотрудники компании были технически точны и согласились на партнерских основаниях с нуля разработать систему регистрации специально для нас. Мы непростой и капризный клиент, но они всегда идут нам навстречу и готовы помочь. Что касается финансовой стороны вопроса, то процент комиссии, которую берет «Таймпэд», практически такой же, как у остальных компаний».

Воспитать доверие

Доли между основателями компании «Таймпэд» распределились поровну. По сферам деятельности каждый занимается тем, что у него лучше всего получается: Киселев решает технологические и продуктовые вопросы, а Павлова и Устюжанина поделили между собой все, что связано с клиентами и общим менеджментом. Но иногда возникают ситуации, когда усилий всех троих не хватает и приходится обращаться к опыту конкурентов. «Так, мы много раз пробовали использовать стандартные рекламные каналы для привлечения новых клиентов, и каждый раз это был полный провал: вложения в рекламу не окупались в десятки раз, - вспоминает Павлова. - Мы продолжали попытки, тратили деньги и каждый раз расстраивались из-за результата, так как были уверены, что причина - в нашей некомпетентности». Все изменилось, когда предприниматели пообщались со специалистами компании Eventbrite. «Это один из самых успешных мировых аналогов нашего бизнеса, - говорит Павлова. - Они рассказали нам, что у них тоже реклама не работает и они, как и мы, прекрасно развиваются без нее за счет вирусного эффекта».

Опыт компании Eventbrite, как оказывается, вдохновил не только «Таймпэд». Подробно изучив его, создать свой бизнес на продаже электронных билетов для развлекательных мероприятий решила и Наталья Атяшева, основательница и гендиректор компании Eventmag. «Идея возникла в 2011 г., но развивать проект, когда, казалось бы, на рынке уже было несколько игроков, в том числе «Таймпэд», оказалось трудно, - говорит она. - Покупатели билетов не верили, что их пропустят по бумажке с кодом, и боялись платить через интернет. К сервису надо было приучать, воспитывать в людях доверие».

Поделить клиентов

Своим конкурентным преимуществом основатели «Таймпэда» считают то, что им троим удалось объединить в одном проекте разный опыт: с одной стороны, они не понаслышке знали, какие задачи встают перед организаторами событий, а с другой - у команды были сильные компетенции в области IТ. «Конкуренты, которые работали до нас и появлялись после нас, чаще всего были либо из сферы IТ и не до конца понимали специфику организации событий, либо, наоборот, считались профессионалами в ивент-менеджменте, но не были технологически подкованы», - замечает Павлова.

Вообще, рынок сервисов для продвижения событий и продажи электронных билетов очень специфичный, на нем не так много игроков, добавляет она: «Мы не конкурируем ни с ивент-агентствами, так как не организуем события, ни с билетными операторами типа Parter.ru или Kassir.ru, так как не продаем билеты сами, а предоставляем IТ-решения для их продажи».

«Игроки этого рынка отличаются функционалом и клиентской базой, - рассуждает Атяшева. - Принципиальное отличие Eventmag от «Таймпэда» в том, что наш проект создавался для организаторов концертов, фестивалей, квартирников, вечеринок, - а «Таймпэд» - прежде всего как сервис для конференций и образовательных мероприятий». Сегодня обе компании готовы обслуживать и тех и других клиентов.

Система электронных билетов избавляет от необходимости создания и содержания точек продаж, не нужно самим продавать билеты по номинальной стоимости, перечисляет преимущества бизнеса Атяшева. Но есть в нем и сложности, которые могут остановить любого начинающего предпринимателя. «Придумать систему, способную завоевать рынок, могут только высококвалифицированные разработчики», - считает Атяшева. Общий объем инвестиций в Eventmag составил чуть больше $1 млн, оценивает Атяшева. Большая их часть пошла на разработку сервиса, рекламу и привлечение клиентов.

Выходить на рынок сервисов по продаже электронных билетов, может, и дорогостоящее мероприятие, но точно перспективное, не сомневаются в «Таймпэде». «Сейчас мы наблюдаем бурный рост доли электронных билетов на мероприятия - как это происходило лет пять назад с авиабилетами», - говорит Павлова. Уже в 2014 г. компания получила более чем двукратный рост выручки по всем сегментам бизнеса, а по некоторым - четырехкратный. Это открывает отличные возможности развития как для существующих игроков, так и для новых компаний, обнадеживает она.