Небольшие компании рождают больше инноваций, чем крупные

Небольшие компании сегодня рождают гораздо больше инноваций, чем крупные корпорации. А новейшая приманка для потребителя в том, что он не просто покупает инновационный продукт, но и принимает участие в его создании
А. Таранин
А. Таранин

Повторяли как мантру

В 2012 г., по свидетельству WSJ, в годовых отчетах компании упоминали слово инновации: 22 раза Apple 21 раз Scotts Miracle-Gro 18 раз Campbell Soup 14 Google

Бум вокруг слова «инновации» пришелся на 2012 г. Тогда же, как сообщали аналитики Booz & Co, компании начали тратить от $1 млн до $10 млн в год на консультантов по инновациям. За один проект консультанту платили от $300 000 до $1 млн.

Но большие затраты и громкие разговоры в большинстве компаний к инновационным прорывам не привели. А опросы гендиректоров показали, что многие до сих пор не слишком четко представляют себе, что же понимать под словом «инновационность» и как формировать стратегию компании в сфере инноваций. В итоге слово «инновационный» на этикетке продукта стало лишь еще одним способом продать товар потребителю.

Понять потребителя

К концу 2014 г. многим стало ясно, что «инновационность» повышает продажи не больше, чем повышала их до этого «стопроцентная натуральность». И тут на конференции Slush по технологиям и инновациям в Финляндии вдруг прозвучала мысль: надо прислушиваться к тому, что говорят и пишут в интернете простые пользователи. Любая инновационная идея ценна только тогда, когда она нужна потребителю. Эту идею высказал с трибуны Мартин Уиллерс, соучредитель шведского агентства в сфере индустриального дизайна People People.

Раньше, сказал он, компания сначала рождала инновацию, потом производила продукт, а затем привлекала к нему внимание потребителей. На все уходило два года, а результат был непредсказуем. Теперь же процесс занимает две недели: сначала создается дизайн, потом продукт тестируется в интернете, например, с помощью краудфандинга. Если продукту удалось привлечь внимание пользователей, то он запускается в производство.

Тренд четкой ориентации на потребителя уже набирает силу. В 2015 г. компаниям придется не просто производить инновационные продукты, но и создавать инновационные бизнес-модели, чтобы вовлечь в процесс создания продуктов непосредственных потребителей, подтвердил эту мысль в предновогоднем комментарии WSJ Ян Юаньцин, гендиректор Lenovo.

Обмен кадрами

Вопрос в том, какие именно инновации нужны потребителю. «Многие путают изобретение с инновацией. А это не обязательно одно и то же», - говорит Николас Франк, профессор по стратегическому менеджменту и инновациям Венского университета экономики и бизнеса. С улыбкой он продолжает: все велосипеды давно изобретены, а от нынешних инноваторов требуется лишь немного переставить колеса в угоду конечному потребителю.

Взять хотя бы бизнес-идею, с которой российский предприниматель Руслан Гайнанов приехал в 2013 г. в Кремниевую долину. Родилась она у него из разговора с директором одной кондитерской фабрики. Тот пожаловался, что в новогодние праздники и на 8 Марта ему катастрофически не хватает рабочих рук. А на соседней фабрике мороженого такая же катастрофа случается каждое лето. «Вот бы мне заполучить их работников на зиму, а я бы с удовольствием отправлял своих к ним на лето. У нас-то летом спад», - посетовал кондитер, а Гайнанов запомнил сказанное и перенес идею в сферу онлайн-рекрутинга.

Бывший консультант Deloitte начал с открытия в 2013 г. в Москве онлайновой биржи проектной занятости «Тим форс». Это электронная площадка, на которой IT-компании могут брать в лизинг временно не занятый персонал или привлекать временных работников из других компаний, где команды программистов в данный момент простаивают. За первые 10 месяцев работы участниками интернет-площадки стали более 80 компаний, а к концу 2014 г. их было уже около 200, свидетельствует Гайнанов.

Интерес, который его идея вызвала в Кремниевой долине, Гайнанова окрылил. В декабре 2013 г. он открыл там офис и теперь мечтает о построении «планетарного бизнеса с триллионными оборотами» на идее обмена простаивающими ресурсами.

Идея, конечно, не новая, но действительно инновационная, так как отвечает конкретным потребностям сегодняшнего рынка, считает Франк. В последнее время многие задумываются о рациональном использовании и обмене ресурсами, это модная тема, говорит он.

Голь на выдумки хитра

Люк Джонсон, председатель совета директоров фонда прямых инвестиций Risk Capital Partners, незадолго до нового года опубликовал в FT составленный им список критериев, которым должна соответствовать компания, если она хочет построить инновационный, ориентированный на потребителя бизнес. Помимо банальных принципов типа способности к неожиданным открытиям и непрерывного улучшения качества Джонсон неожиданно назвал принцип бережливого ведения хозяйства. Большие бюджеты на инновации еще не гарантируют успеха. Напротив, чем меньше бюджет, тем лучше работает фантазия инноваторов, полагает он.

Этот старый принцип, который по-русски формулируется «голь на выдумки хитра», российским инноваторам знаком не понаслышке.

Так, Роман Себекин, основатель и директор компании «Пластика», начал свой бизнес со скромным бюджетом в $1000, из которых $500 он потратил на станок для производства строительных керамзитобетоновых блоков. Однако вскоре ему стало ясно, что традиционный материал имеет целый ряд недостатков. Поэтому Себекин стал искать новый материал и наконец остановился на полистиролбетоновых блоках, которые сам сделал из пенопласта. «Машину для производства новых блоков я тоже сам изобрел. Купил станок и во многом его изменил», - рассказывает он.

Себекин даже не называет свой бизнес инновационным, хотя именно инновации позволили ему диверсифицировать и сделать прибыльной его маленькую компанию.

Стать гибче

Небольшие компании сегодня рождают гораздо больше инноваций, чем крупные корпорации. И это не случайно, полагает Франк. Ведь маленькие компании более гибкие и быстрее гигантов реагируют на изменения рынка. Франк вспоминает историю основателя компании Red Bull Дитриха Матешица, который был директором по международному маркетингу немецкой компании Blendax, когда изобрел свой напиток. «Рассказывают, что Матешиц сначала пришел с новой идеей к своему работодателю и пытался убедить его открыть подразделение по производству энергетических напитков. Но компания не прислушалась и, как результат, лишилась миллионных прибылей - Матешиц создал бизнес самостоятельно», - говорит Франк и добавляет: если так пойдет и дальше, то количество больших компаний в мире сократится. Они просто не смогут быть такими же инновационными, как более мелкий бизнес.

Однако сам крупный бизнес с этим вердиктом не согласен. «Наш принцип - постоянно выходить из зоны комфорта, постоянно меняться. Мы стараемся отслеживать любую обратную связь от клиентов и улавливать малейшие сигналы с рынка», - говорит Вячеслав Орехов, гендиректор SAP в СНГ. Так, например, продолжает он, было принято решение инвестировать в облачные технологии и сегодня у облака SAP уже 33 млн пользователей.

Компании с четкой политикой в сфере инноваций получают значительно больше прибылей и растут быстрее, показало исследование консалтинговой компании Bain & Company. Но еще больше шансов вырасти получат в 2015 г. те компании, которые научатся использовать новые технологии, социальные медиа и интернет для вовлечения непосредственных потребителей в процесс создания инновационных продуктов, добавляет Юаньцин.