Французы сделали бизнес на желании людей позаимствовать чужую машину

Идея использовать машины на несколько человек не нова, но интернет придал ей иной масштаб. Это отлично видно на примере Александра Грандреми и Гари Коэна
Андрей Махонин
Андрей Махонин / Ведомости

Бизнес-школа Essec, на занятиях которой Грандреми и Коэн познакомились в 2008 г., находится в пригороде Парижа. Общественный транспорт здесь ходит не так часто и остановок делает куда меньше, чем в центре, добраться до места учебы - проблема. Студенты с удовольствием разъезжали бы на машине, но не все могли себе ее позволить.

«Идея создать ресурс, с помощью которого люди могли бы совместно использовать машину, возникла будто сама собой, - вспоминает Грандреми. - Своего автомобиля у меня не было, и я стал регулярно брать Smart Гари - и по рабочим дням, и на все выходные. Я хотел компенсировать Гари беспокойство и пытался оценить, сколько он тратит, когда одалживает мне машину».

Решение

Очень быстро Грандреми и Коэн обнаружили, что и другие студенты тоже с удовольствием брали бы покататься чужие машины. Приятели стали развивать технологию, позволяющую договариваться об этом через интернет.

Так появилась социальная сеть, где люди писали, куда собираются отправиться, какую машину предлагают, и обменивались мнениями об автомобилях, на которых поездили. Задумка выросла в первый во Франции пиринговый (т. е. децентрализованный) автопрокат.

Итак, если кому-то понадобилась машина в Париже (или Марселе, или Лионе - компания провела экспансию), он открывает сайт deways.com, сообщает, где находится, - и выбирает из списка машин.

Для удобства пользователей рядом с каждой машиной приводятся оценки и отзывы предыдущих пользователей. Забронировать машину - минута, утверждает сайт. Владелец авто получает sms и электронное письмо, в его власти принять или отвергнуть заявку.

Deways.com берет на себя гарантии по арендному контракту и страховку на период проката, сводя к минимуму все формальности, обычные при найме машины. Страховка покрывает основные риски ущерба, и владельцы охотно выставляют автомобили на сайте.

«Общественная составляющая Deways позволяет увеличить взаимное доверие тех, кто делит машину, - а это чрезвычайно важный фактор при коллективном владении», - говорит Грандреми.

Как развивался сервис

Основатели быстро осознали, что проблема, которую решают, выходит далеко за рамки их университетского кампуса. Система, которую они придумали, вполне может оказаться востребованной у многих жителей крупных городов.

Повышать уровень доверия - одна из важнейших задач Deways.com. Сервис по-прежнему позиционируется как общественно ориентированная платформа для совместного использования автомобилей, где люди могут сходиться на почве общих интересов, хобби, профессии, места учебы. Задача проекта - связать как можно больше людей по мере того, как сервис распространяется на другие города и страны, утверждает Грандреми.

«Наша команда поощряет владельцев машин, чтобы они создавали собственные сообщества пользователей там, где они живут или работают, используя возможности Deways.com по саморекламе, - объясняет Грандреми. - Возникает больше доверия между пользователями, а для владельца автомобиля это может означать более стабильный доход. А еще снижает зависимость Deways.com от необходимости рекламировать свои услуги, а реклама для стартапа - дело недешевое и влияющее на прибыльность».

И Грандреми, и Коэн всегда хотели стать предпринимателями - они выросли в семьях, члены которых работали на фрилансе или вели собственное дело. Но оба признают, что понятия не имели, насколько перспективной идеей может оказаться мысль поделиться с другим своей машиной.

«Александр - инженер энергосистем. Он считал, что откроет свое дело в области возобновляемой энергии, - улыбается Коэн. - Я хотел развивать бизнес, как-то связанный с телефонами. Мы создали Deways.com, наш первый проект, и в его основе лежит именно то, к чему каждый из нас стремился».

К 2012 г. идея была обкатана в нескольких кампусах французских бизнес-школ, и основатели привлекли 1,2 млн евро - в виде инвестиций от американца Эяля Ароноффа, основателя Quest Software, и в виде гранта французского правительства.

Сейчас у Deways.com 13 000 пользователей, через четыре месяца будет больше 20 000. По оценкам основателей, их детище станет приносить прибыль в 2015 г.

Что дальше

Коэн и Грандреми привлекают новые инвестиции, расширяют бизнес. Им приходится конкурировать с похожими сервисами, например американским Zipcar, который занимает прочные позиции в Великобритании.

«Мы ищем проницательных инвесторов, которые верят, как и мы, в мир, где больше сотрудничества и выше эффективность», - торжественно говорит Грандреми.