На что следует обратить особое внимание в кризис
Уже которую осень лучшим менеджерам России вручают премию «Аристос». Премия достойна глубокого уважения, поскольку она честная (знаю доподлинно: сам участвовал в голосовании за номинантов). Но вот на что я хочу обратить наше с вами внимание. Среди номинаций были представлены должности IT-директора, HR-директора, коммерческого директора - всех функциональных директоров, кроме... Попробуйте догадаться, какая функция не получила своей премии. Запишите свой ответ, не забегая вперед. Ничего не приходит в голову? А догадаться и вправду очень сложно, потому что не удостоилась премии самая важная, самая фундаментальная функция, без которой в принципе не существует бизнеса: нет номинации, посвященной директору по производству.
Как же так вышло, что в главной менеджерской премии страны эта единственная незаменимая функция выпала из списка? Забывчивость организаторов? Отнюдь нет. Во времена роста стратегическими вопросами являются PR, финансы, коммерция,; когда разворачивается кризис, усиливается роль государства - и на первый план выходят юрист, «директор по отношению с органами власти», а вот производство как было, так и остается вне стратегического фокуса.
Несколько лет назад мой родственник помог мне взглянуть на этот вопрос незашоренным глазом. Он больше 20 лет работает слесарем в авиакомпании - ремонтирует самолеты. Делая свою работу, он никогда не задумывался об общем управлении компанией. И вот однажды компания решила просветить своих сотрудниках о принципах управления (так сказать, повысить информированность) и всем сотрудникам, включая слесарей, раздали схему оргструктуры компании. Мой родственник был в шоке: он не нашел там своего подразделения. Он не нашел также и клеточку с летными бригадами. Он впервые явственно осознал, что генеральный директор - это человек, который занят таинственной абракадаброй под названиями «PR», «GR» и «корпоративное управление», и ему нет дела до того, как работают пилоты и чинятся самолеты, - он в ремонтный цех и не заглядывал никогда.
Взглянув на организационную структуру авиакомпании возмущенными глазами слесаря, я не осудил недалекость рабочего человека, а встал на его сторону. Да, господа бизнесмены, мы с вами всегда были заняты и по-прежнему заняты внешним контуром бизнеса. Раньше ведущим приоритетом была стоимость, а она не так уж сильно зависела от реального качества продукта - вот мы и занимались деньгами и внешней упаковкой компании. Сейчас рынок лихорадит, а потому кажется, что совсем уже не до производства, - и мы снова занялись всем, чем угодно, кроме ценности, которую создает наш бизнес.
Друзья, генеральные директора и акционеры, вспомните: мы с вами решили, что в смутные времена стратегия роста должна быть заменена стратегией качества. А значит, стратегическим фокусом для нас должно стать собственно производство. Отдайте внешний контур своему заму, пусть он читает новости и волнуется - сами же возьмите в свое прямое подчинение директора по производству, выбросьте планшет, не читайте новостные сайты, обзаведитесь высококачественными колонками, чтобы слушать Баха с Моцартом или джаз, и займитесь качеством своего товара или услуги. В нестабильное время давайте займемся вечным, чтобы идти своим курсом, а не колебаться вместе с курсом доллара.
Новое время требует новой стратегии, а она тянет за собой и изменения системы КПЭ (о чем я писал раньше), и реформу оргструктуры на верхнем уровне. За последний месяц я уже убедил двух генеральных директоров взять под свое непосредственное управление техническую функцию (вначале мы в обоих случаях решили сделать это в виде технического совета при генеральном директоре) - до этого ни один из них напрямую не имел под собой подобной службы. Пробуем?