Финансовый кризис предъявляет новые требования к юристам
Юридические фирмы учатся гибкости. Новые технологии, эволюция рынков, изменение клиентских запросов и финансовый кризис вынуждают их менятьсяПреодолеть инерцию. Мишель де Стефано
профессор школы права Университета Майами. «Компаниям нужны бизнесмены с хорошим кругозором, которые были бы еще и юристами. Чтобы этого добиться, юридическим вузам нужно преодолеть инерцию преподавания».
Сегодня уже недостаточно быть просто высококлассным юристом. Юридические компании находятся в поиске инноваторов, которые знали бы, как управлять бизнесом и генерировать новые источники прибыли. Кроме того, они ищут юристов, которые убедили бы компании из разных отраслей, что способны говорить на одном с ними языке и понимать их нужды. Каково же оно, поколение законников, выходящее из дверей юридических вузов на рынок, где претендентов гораздо больше, чем рабочих мест? Меняется ли юридическое образование достаточно быстро, чтобы удовлетворить новые запросы и снабдить выпускников необходимыми знаниями?
Нужны бизнесмены
Питер Крисп, декан и гендиректор BPP Law School, признает: «Когда речь заходит об обучении на профессиональную квалификацию вроде LPC (Legal Practice Course), сложно переоценить важность коммерческого применения знаний. Недостаточно просто знать законы. Юридические фирмы - это тот же бизнес, и им нужно эффективно управлять. Вы можете быть звездой права, но посредственным бизнесменом - и вас ждет провал. Так что нужно получать знания о финансах и развивать коммерческую жилку. Последнее включает в себя умение применять инновации».
Картина отрасли, которую рисуют юридические фирмы и эксперты, весьма пестра. Попытки привести обучение в соответствие с быстро меняющейся отраслью имеют место. Но так же как фирмы изменяются каждая в своем темпе, так и вузы и юридические курсы показывают разный прогресс в деле создания нового юриста-бизнесмена.
Мишель де Стефано, профессор школы права Университета Майами, говорит: «Интересный случай дихотомии (противопоставление двух объектов. - «Ведомости») - мир становится все более специализированным, а [юридический мир] должен стремиться ко все более обобщенным навыкам».
Де Стефано - основатель программы LawWithoutWalls. Это попытка объединить в рамках учебного процесса юридические вузы и бизнес-школы, фирмы и компании, разнообразных экспертов и т. д. для привнесения инноваций и в обучение, и в практику.
Двойное преимущество
Требования, которые предъявляет профессия к перспективным юристам, многочисленны и разнообразны. С одной стороны, это специфические навыки вроде умения анализировать массивы данных. С другой - более общие способности к управлению проектами и еще более расплывчатые понятия «предпринимательского таланта» и «деловой смекалки».
И как прикажете этому учить?
«Задумка LawWithoutWalls - всегда включать в обучение уроки бизнеса, - говорит де Стефано. - В каждой группе есть человек, создавший юридический стартап, или юрист, запустивший стартап, причем не обязательно в юридической сфере». Идея в том, добавляет она, чтобы показать студентам, как работает реальный рынок.
Теоретически это дает двойное преимущество. Во-первых, юрист с предпринимательской жилкой будет куда лучшим приобретением для своей компании, которая ищет новые модели бизнеса - например, создает обслуживание по принципу «одного окна», проводит диверсификацию, вводя консалтинг, и даже реструктуризацию, чтобы повысить эффективность (например, отдавая основные процессы на аутсорсинг, в том числе за рубеж).
Во-вторых, это помогает убедить клиентов, что человек, на юридические советы которого они полагаются, понимает их нужды, а не существует исключительно в разреженной вселенной дорогостоящих услуг с почасовой тарификацией.
Клиенты, у которых юридические затруднения, обращаются в юридическую фирму не для того, чтобы найти там чисто академический интерес к тонкостям законодательства, иронизирует Крисп: «Они приходят, потому что у них есть проблема. Разносторонняя информированность о коммерческой сфере - критически важная вещь, чтобы дать клиенту верный совет и управлять рисками в любой сфере, где он специализируется».
«Сложно научить всем этим навыкам - справятся ли с этим профессора права? - вопрошает де Стефано. - Как научить учителей?»
Научить учителей
«Не так уж много преподавателей, у которых был опыт работы в бизнесе до того, как они занялись исключительно юриспруденцией. Есть люди, понимающие, что юридический рынок меняется. Но немногие пытаются дать знания XXI в. с помощью методик XXI в. - их не так просто применять в традиционном формате юридического вуза», - продолжает де Стефано.
Есть общее понимание, что юридические вузы не смогут добиться успеха в одиночку, а процесс обучения предпринимательским навыкам не может окончиться, как только студент получил диплом и начал стажировку. Лежащее на поверхности решение - наладить сотрудничество между вузами и фирмами, но многие эксперты констатируют, что процесс этот идет весьма неторопливо.
«Тем не менее прогресс есть. Саймон Харт, партнер RPC, ответственный за обучение, рассказывает: «Нет сомнений, что юридические вузы стали более профессиональными институтами с хорошим финансированием, они стараются удовлетворить запросы бизнеса в части того, каким должен быть юрист XXI в. [Обучение] сейчас куда более бизнес-ориентированно, чем раньше».
Сами фирмы внедряют инновации и меняются, чтобы развить у сотрудников необходимые навыки, добавляет он: «Вузы консультируются с ведущими юридическими фирмами. Например, к нам они приходили поговорить о своем модуле обучения законодательству в области страхования, ведь мы в этом секторе крупный игрок».
Некоторые могут возразить, что изучение дополнительных предметов идет в ущерб углубленному постижению юриспруденции. Харт не видит в этом проблемы, ведь и трехлетний курс обучения на степень, и курс переобучения для выпускников не юридических вузов «до сих пор в основном чистая юриспруденция». Новые знания даются как дополнительные занятия.
Но возникает другой вопрос. Если юридические школы выпустят много «суперюристов», найдется ли им работа, особенно учитывая, что отрасль постоянно и быстро изменяется? «Мы постоянно стараемся оценивать их бизнес-навыки и подыскивать [лучших кандидатов] для каждой растущей ниши [на рынке труда]», - уверяет Харт.