Поступок Тима Кука немногое изменит в отношениях компаний к гомосексуалистам, считают эксперты
Гендиректор Apple объявил о своей нетрадиционной ориентации, на что некоторые отреагировали фразой «Да кого это волнует?!». Это волнует многихТридцатикратный рост. 304
компании США из Corporate Equality Index (составляется Human Rights Campaign Foundation) в этом году получили 100%-ный рейтинг по размеру соцпакета, льготам для однополых партнеров и усилий по найму таких сотрудников. В 2002 г. только 13 компаний могли похвастаться такими успехами
Новость о сексуальной ориентации гендиректора одной из крупнейших компаний мира до сих пор, к сожалению, расценивается как сенсация. Тим Кук - первый из руководителей компаний Fortune 500, сделавший такое признание. А Кристофер Бейли из Burberry - единственный не скрывающий ориентации гей из глав компаний FTSE 100.
В ЕС дискриминация по сексуальной ориентации противозаконна, но в большинстве американских штатов компании до сих пор увольняют людей за их предпочтения, пользуясь отсутствием такого закона, заметил Кук.
Проблемы с правами гомосексуалистов в США упоминает исследование Гарвардского университета, проведенное в 2005 г. Тогда работодателям были разосланы выдуманные резюме от лица юношей, оканчивающих последний курс. Половина «кандидатов» отметила, что была казначеем университетской ассоциации геев и лесбиянок, другая половина якобы занимала такую же должность в «Альянсе Прогрессивной партии и социалистов».
Компании из Калифорнии, Нью-Йорка, Невады и Пенсильвании более или менее одинаково отнеслись к обоим кандидатам. Но в Техасе, Флориде и Огайо первую группу «кандидатов» заметно дискриминировали.
В мире дела обстоят еще хуже. Гомосексуализм - уголовное преступление в 77 странах. В пяти странах за нетрадиционную ориентацию могут даже приговорить к смертной казни. Но Западу не стоит особенно гордиться: в половине государств, где тяга к своему полу расценивается как преступление, эта статья позаимствована из британского колониального права.
В США и Европе стали либерально относиться к сексуальным меньшинствам не так давно. «В 1970 г. я год учился в американском вузе, потом получил диплом в Великобритании и нигде не встретил ни одного человека, открыто признававшегося в тяге к своему полу. Сейчас многие из поколения, привыкшего скрывать сексуальную ориентацию, заседают в советах директоров. Прожив жизнь в обстановке секретности, непросто объявить во всеуслышание о своей тайне», - сказал Кук во время выступления.
Одним словом, Кук подал сигнал. Проблема в том, что он работает не в той компании, чтобы своим шагом многое изменить. Уже давно быть гомосексуалистом в Apple проще, чем в других компаниях, гласит опубликованное в прошлом декабре исследование Academy of Management Journal.
Исследователи наблюдали за формированием сообществ ЛГБТ в компаниях из списка Fortune 500 в 1985-2005 гг. Они обнаружили, что работникам куда легче образовывать такие группы в фирмах, гендиректор в которых славится своим либеральным отношением к проблеме.
В Apple подобное сообщество возникло еще в 1986 г. Одной из первых в 1993 г. компания предложила однополым партнерам такие же льготы и соцпакеты, как разнополым. Например, корпоративную медстраховку. Из-за этого компания столкнулась с трудностями в Техасе, где местные депутаты выступили против строительства завода Apple.
Тем не менее многие компании последовали примеру первопроходцев. Судя по Corporate Equality Index, две трети списка Fortune 500 распространяют льготы на однополые браки.
Эксперты считают, что настоящие изменения в отношении к гомосексуалистам вызовут не действия славящейся своим либерализмом компании, работающей в либеральном штате, а поступки компаний, от которых никто подобного не ждет.
Переломным моментом (а точнее, «Никсон-в-Китае», когда после визита 1972 г. отношения двух держав стали нормализовываться) исследование 2008 г. о распространении льгот на однополых партнеров называет 2000 год, когда три крупнейших американских автопроизводителя, General Motors, Ford и DaimlerChrysler, объявили о таком решении.
Поступок Кука тоже шаг вперед. Но только после того, как руководитель крупной производящей компании объявит, что он или она предпочитает однополых партнеров, можно будет начать на полном серьезе спрашивать: «Ну и кого это волнует?»