Работодатели все чаще требуют от подчиненных критического мышления
Работодатели заявляют, что критическое мышление сегодня принципиально важно для молодых кандидатов. Но что это такое и как это измерить - единого мнения нетРаботодатели сетуют, что колледжи не умеют готовить выпускников так, чтобы те могли самостоятельно решать задачи и сопоставлять факты. Но спроси начальника, что именно входит в понятие «критическое мышление», - и он впадет в ступор.
С 2009 г. работодатели вдвое чаще требуют от соискателей критического мышления, свидетельствуют данные рекрутингового сайта Indeed.com. На прошлой неделе в США людей с подобным складом ума ждали на 21 000 должностей в медицине и на 6700 менеджерских позициях. «Есть такие загадочные понятия: раньше это была «диверсификация», теперь - big data, о которых все говорят, но в которые вкладывают полсотни разных смыслов», - шутит Дэн Блэк, директор по рекрутингу в США компании EY.
Бриттани Холловей прошлой весной окончила Университет Нью-Йорка с дипломом менеджера музыкальной отрасли. Она вспоминает, что встречала требование критического мышления в стольких объявлениях о работе, что оно практически потеряло смысл - как ответственность и организованность. Только на собеседовании становилось понятно, что же на самом деле имел в виду работодатель. Холловей устроилась в бруклинский дистрибутор цифровых записей TuneCore. Она пишет аннотации к трекам и борется с мошенничеством. 21-летняя девушка считает, что на самом деле компании хотелось, чтобы сотрудник умел на основе множества различных источников сформировать собственное мнение. Холловей говорит, что ей действительно приходится весьма критично подходить к музыкальным релизам, которые должны быть разосланы в магазины вроде iTunes.
В EY проверяют наличие критического мышления с помощью бихевиористских методов. Например, просят описать во время собеседования, как кандидат намерен ужиться с непростым коллегой, если им придется работать в паре, рассказывает Блэк. Он определяет критическое мышление как «способность работать с информацией, накапливать ее, анализировать и обобщать, чтобы делать взвешенные предположения и принимать выверенные решения».
Тем, кто прорвался через первые собеседования, предлагают решить различные бизнес-кейсы. Например, просят объяснить, имеет ли смысл компании приобретать и производить новую продукцию в той или иной ситуации. В Goldman Sachs инвестбанкиров и трейдеров просят оценить стоимость компании. А потом подробно рассказать, как они пришли к названной цифре. Рано или поздно подобные испытания покажут, развито ли у кандидата критическое мышление, уверен руководитель глобального рекрутинга банка Майкл Десмараис.
Джерри Хаузер, заместитель декана и директор карьерной службы Университета Вилламетта в Сейлеме (Орегон), говорит, что, когда компании требуют у него студентов, умеющих решать проблемы, «речь всегда идет о критическом мышлении». Его отдел советует студентам заранее подготавливать истории, доказывающие, что такое мышление у них в изобилии. Например, сочинить детальный рассказ о том, как президент студенческого клуба смог увеличить посещаемость еженедельных собраний. Способность учебных заведений готовить мыслителей стала причиной жарких дебатов. Профессор социологии Университета Нью-Йорка Ричард Эрам считает, что современное обучение плохо справляется с этой задачей: «Школы отошли от академических стандартов и строгих требований». Эрам уверяет, что колледжи разрешают ученикам заниматься общественной жизнью в ущерб знаниям.
Со своей стороны, студенты уверены, что готовы к работе. К сожалению, они разочаруют своих будущих начальников. Исследование Harris Interactive прошло минувшей осенью. В нем принял участие 2001 ученик американского колледжа и 1000 HR-менеджеров. 69% молодых людей считают, что они «более чем достаточно подготовлены» к решению задач на работе. В отделах кадров с этим согласно менее половины респондентов. Джуди Нагенгаст, гендиректор рекрутингового агентства Continental, говорит, что она постоянно сталкивается с выпускниками, которые склонны «запоминать и механически повторять», но не могут применить книжные знания для решения рабочих задач.
Нагенгаст отмечает, что ее очень разочаровали молодые бухгалтеры, не понимающие, что в налоговых и финансовых документах важна аккуратность заполнения. Ей не только хочется, но и крайне необходимо нанимать молодежь.
Компаниям на самом деле редко нужны выпускники, хорошо справляющиеся с рабочими задачами, и уж совсем не нужны люди с критическим мышлением, особенно на низовых позициях. Так считает Линда Элдер, психолог и президент Фонда критического мышления, продвигающего реформу образования. Критически мыслящие люди угрожают нарушить статус-кво, сложившийся в компании.
«Мы [в Goldman Sachs] не ждем, что новички станут в первый же рабочий день предлагать председателю совета директоров изменить компанию на стратегическом уровне», - говорит Десмараис. Но требования банка к кандидатам подразумевают, что они должны уметь нечто большее, нежели просто заполнять бумажки: «Мы поощряем стремление новичков предлагать изменения в банке».