Качеств, за которые любят начальника-мужчину, женщинам не прощают
Амбициозность и агрессивность мужчин часто импонируют рекрутерам, а те же качества в женщинах отпугивают, заметили исследователи из Credit Suisse Research Institute. Двойные стандарты в оценке часто мешают продвижению женщин, и они реже вырастают в руководителейВ книге «Не бойся действовать» Шерил Сэндберг описала удивительный случай: еще в 2003 г. Фрэнк Флинн, профессор Колумбийского университета, и Кэмерон Андерсон, профессор Нью-Йоркского университета, провели эксперимент, в котором дали половине студентов ознакомиться с реальной историей предпринимательницы Хайди Ройзен. Вторая половина студентов прочитала тот же рассказ, но имя Хайди заменили в нем на мужское имя Говард. Студенты посчитали обоих героев компетентными. Но Говард показался более привлекательным как коллега. Хайди же сочли «эгоистичной, не тем человеком, которого хотелось бы нанять на работу или трудиться бок о бок».
Несмотря на все разговоры о равенстве, политика двойных стандартов в отношении женщин и мужчин на работе сохраняется и по сей день, отмечают авторы последнего исследования Women in Business, проведенного Сredit Suisse. И сейчас, пишут они, амбициозность в мужчине трактуется как энергичность, целеустремленность и желание преуспеть. Столь же амбициозная женщина может быть уволена за якобы нежелание работать в команде и неуправляемость.
Женщины, продолжают исследователи, часто выступают за коллегиальный способ принятия решений, они прислушиваются к мнению команды. Такой стиль управления трактуется мужчинами как неумение руководить, недостаток веры в себя и нерешительность.
Открыто работодатели никогда не говорят, что могут делать отбор и по гендерному признаку. Однако между строк это читается, говорит Феликс Кугел, вице-президент кадровой корпорации ManpowerGroup. Проблемы часто начинаются не в тот момент, когда женщину берут топ-менеджером, а когда ею потом недовольны. Тут-то и всплывают все гендерные стереотипы, добавляет Роман Иванов, директор онлайн-сервиса профориентации подростков и взрослых Career Driver. По его мнению, в нашем бизнесе толерантности в отношении женщин пока не хватает. «Даже мне не всегда хватало толерантности в отношении молодых мам с детьми, когда нужно было нанимать их на проект. Ведь их надо по-другому контролировать, по-иному строить графики и ставить задачи», - признается он.
Когда бизнес выигрывает
Между тем международное исследование Credit Suisse показало: компании, где в совете директоров и топ-менеджменте присутствуют женщины, более успешны по многим экономическим показателям. Так, с 2005 г. коэффициент рентабельности капитала (ROE) компаний, где в совете директоров была хотя бы одна женщина, составил 14,1% по сравнению с 11,2% в компаниях со стопроцентно мужскими советами директоров. Коэффициент «стоимость бизнеса / балансовая стоимость активов» (P/BV) в компаниях с женщинами в советах директоров с 2005 г. составлял 2,3x, а тот же показатель у компаний, где женщины не были представлены, равнялся 1,8x. Коэффициент дивидендных выплат с 2005 г. составлял 38% в компаниях, где в советах директоров заседали женщины, и 32% в компаниях без женского участия в правлении.
Исследователи опросили 26 000 гендиректоров по всему миру, включая 3400 директоров-женщин. Выяснилось, что количество советов директоров, где представлены женщины, во всех странах и во всех секторах экономики увеличилось с 9,6% в 2010 г. до 12,7% в 2013 г. Количество женщин - топ-менеджеров к концу 2013 г. составило 12,9%, но варьировалось в зависимости от страны и отрасли.
Исследователи подчеркивают: хотя количество женщин на топовых управленческих позициях выросло так же, как и в советах директоров, женщины до сих пор работают в сферах, где они могут оказывать наименьшее влияние и имеют меньше возможностей для дальнейшего роста. Причин тому много: социальные, политические, культурные и, конечно же, психологические.
Сильные слабости
«Я свой характер под бизнес никогда не строгала. У меня изначально менталитет более близкий к мужчинам, чем к женщинам: я строга к себе и к окружающим, дисциплинированна, не люблю себя жалеть и искать виноватых. Ведь менеджер должен сам за себя отвечать», - говорит Марала Чарыева, в прошлом гендиректор компании «Росинтер», а ныне вице-президент оргкомитета «Сочи-2014». Правда, улыбается женщина, и ей приходится временами разыгрывать из себя «блондинку», слабое, трепетное существо, нуждающееся в защите. Часто не хочется участвовать в этой игре, но в российском «мужском» бизнесе иногда так легче достичь своих целей.
Светлана Баланова, гендиректор IBS, тоже считает себя лидером от природы. Она с семи лет командовала октябрятской «звездочкой» и занимала лидерские позиции в пионерских организациях. Однако она признает за своим полом две слабые черты. Женщины, как правило, говорит она, стесняются использовать свои личные связи и более критично оценивают свои возможности. «Мужчины готовы рисковать, даже когда всего на 50% уверены в успехе. Я же, например, должна быть уверена в своих возможностях на 80%», - говорит она.
Женщины часто ведут себя более скрытно, чем мужчины, - внешне не демонстрируют агрессивность, меньше говорят и меньше себя рекламируют, но это совсем не значит, что они не способны быть решительными и принимать правильные решения, делится наблюдениями Юлия Никитина, управляющий партнер Boyden Russia. Проблема в том, что часто решение о найме или продвижении принимает руководитель-мужчина, который руководствуется «мужскими» представлениями о поведенческой модели и не может разглядеть за внешней кротостью истинное лицо работника.
Найдите женщину
«Когда я только начинала работать с российскими клиентами, меня часто просили находить на высокие позиции мужчин. Но теперь говорят: нам все равно, кого найдете, лишь бы был профессионал. А еще лучше найдите женщину», - рассказывает Анна Кофф, старший партнер RosExpert. Она отмечает, что в топ-менеджменте российских компаний стало гораздо больше женщин: в сфере управления персоналом их 90%, в маркетинге и сфере связей с общественностью - 20%, а то и 30%.
Сейчас даже в таком традиционно мужском секторе, как IT и телекоммуникации, становится все больше руководителей-женщин, сейчас их уже 30%, рассказывает Владимир Федотов, руководитель отдела подбора персонала «Корпорация ЗТИ-связьтехнологий». Только недавно, рассказывает он, представители компании проехались по региональным вузам в поисках новых кадров. Из отобранных студентов 64% оказались девушками. Они показали лучшие результаты и в тестах на профессиональные знания, и в тестах на стрессоустойчивость, и в деловых играх. «Эти девушки начнут работать и расти. Через определенное количество лет мы в результате получим больше женщин-руководителей в нашей сфере», - замечает Федотов. В целом он убежден, что сегодня главным критерием является профессионализм. Амбициозная женщина, если она профессионал, не вызывает у него негативных эмоций.
Мужской клуб
Но в российском бизнесе существуют позиции, которые и сейчас остаются своего рода «закрытым мужским клубом», замечает Кофф. Недавно Talent Equity Institute, исследовательское подразделение Ward Howell, составило портрет российского гендиректора. Только 4% из всех опрошенных гендиректоров оказались женщинами, и ни одна из этих женщин не проработала на своем месте хотя бы один финансовый год. «Нам трудно было оценивать их эффективность как по длине срока нахождения в должности, так и по финансовым показателями компании», - признается Вероника Загиева из Ward Howell :«У женщин, похоже, кредит доверия на должности гендиректора меньше, чем у мужчин, просто потому, что они женщины. Кроме того, складывается впечатление, что в условиях нестабильного рынка представительниц слабого пола чаще стали назначать на место гендиректора, потому что они кажутся более безопасными кандидатами по сравнению с мужчинами и легче соглашаются потом на поиск преемника».
Идеален альянс, когда мужчина - первое лицо в компании, а женщина - второе, высказывает свое мнение Кофф из RosExpert. Мужчинам легче быть на передовой линии, потому что в кресле гендиректора у них больше представительских функций, они больше общаются и больше руководят. «Женщины же любят более четко очерченное поле деятельности, где важны экспертные знания и созидательный труд», - говорит Кофф. Здесь не нужно проявлять агрессивность или чрезмерную решительность, просто надо быть профессионалом, который умеет делать свое дело. Поэтому так много женщин остаются в компаниях на месте вице-президента и вполне этим довольны, заключает она.