Кризис среднего возраста все чаще приходит раньше времени
Раньше кризис среднего возраста наступал у людей лет в сорок. Многие в этот момент меняли карьерный путь и даже профессию. Теперь кризис случается все раньшеЭлизабет давно пресытилась жизнью юриста из лондонского Сити. И в тридцать пять решила поменять профессию. «Жизнь коротка», - говорит она, морщась от того, что произносит банальность. На самом деле ее зовут не Элизабет, но своего настоящего имени молодая женщина не раскрывает. В семье она одна получила университетское образование и чувствовала себя обязанной сделать карьеру в какой-либо стоящей профессии.
Когда ей было за двадцать, Элизабет дневала и ночевала в офисе, строя карьеру и пытаясь доказать работодателю, на что она способна. А в тридцать, продолжая работать по такому же графику, она внезапно почувствовала усталость. Ей захотелось наконец поднять голову от письменного стола и оценить свои карьерные достижения. «Я не так увлечена своей работой, как мои коллеги», - признается теперь она.
Чтобы стать партнером компании, Элизабет должна демонстрировать еще больше преданности работе. Но она и подумать об этом не может: в свободное время изучает психологию и готовится к смене профессионального пути.
Женщина допускает, что ее состояние граничит с депрессией, но считает, что это «хороший показатель» того, что она больше не хочет быть юристом и жаждет получить работу, в которой было бы больше смысла. Кризис среднего возраста - так она называет то, что с ней происходит.
Майкл Синклэр, консультант в сфере психологии из лондонского Сити, обратил внимание, что в последнее время все больше людей старше 30 лет испытывают сильное беспокойство по поводу своей жизни и выбора жизненного пути: «Обычно эти проблемы ассоциируются с людьми в возрасте 45 лет. В этом возрасте человек задумывается о том, что он смертен, преодолевает кризис, оставляет позади период чрезмерной целеустремленности. Чувствует себя «выгоревшим» и задается вопросом: какой смысл в работе?»
Луиз Мэттьюс, в прошлом личный консультант в сфере рекрутмента и страхования, считает, что у нынешнего поколения кризис среднего возраста начинается значительно раньше. Она предполагает, что причина в том, что «жизнь дает нам слишком много возможностей выбора и мы получаем слишком много информации». Это не только ведет к возникновению чувства неудовлетворенности, но может полностью парализовать нашу психику. «Происходящее может сильно подавлять», - замечает Мэттьюс.
Кризис среднего возраста протекает по-разному. «Это переходный период в жизни человека», - говорит Дерек Милн, психолог из Ньюкаслского университета и автор книги Coping With a Mid-Life Crisis. «Кризис может быть кратковременным и незаметным для постороннего глаза, а может проявляться как сильная тревога», - поясняет он.
Ганс Швондт из Принстонского университета считает, что ученые мало внимания уделяют изучению среднего возраста, больше сосредотачиваясь на изучении детства и старости. В прошлом году Швондт опубликовал исследование на тему «несбывшиеся ожидания». Последствия кризиса средних лет нередко сказываются на производительности труда человека, замечает Швондт. Работодателям стоило бы это замечать. «Мы могли бы улучшить жизнь людей, если бы признали эту проблему», - говорит он.
Пол Долан, профессор Лондонской школы экономики и автор книги Happiness by Design, считает, что для полного счастья нам нужны два фактора: цель, которая перед нами стоит, и удовольствие, которое мы получаем, когда к ней идем.
Многие люди мечтают в одночасье оставить свою работу, говорит Сьюзан Краусс Уитбурн, профессор психологии Университета Массачусетса в Амхерсте. Но, добавляет она, лучше двигаться в этом направлении маленькими шажками. Синклэр соглашается: «Люди бывают слишком зациклены на достижении карьерных целей. Они научились зарабатывать деньги и достигли высот в карьере, но думают: что же делать дальше?» Синклэр помогает своим подопечным понять, что жизнь не состоит исключительно из достижения целей, что надо жить, опираясь на свои ценности. Вместо того чтобы уходить из профессии, человек может кое-что в своей работе изменить. Такие мелочи, как сотрудничество с коллегами или обучение молодых сотрудников, могут придать работе больше смысла.
Возможно, один из самых больших страхов, испытываемых людьми среднего возраста, - это дискриминация по возрастному признаку. «Любой кризис чаще больнее ударяет по работникам среднего возраста, потому что они более опытные сотрудники, их зарплаты выше и у них больше льгот», - объясняет Патрисия Коэн, автор книги Our Prime: The Invention of Middle Age. Более того, бизнес возлагает на молодежь так много надежд и так уверен в том, что слова «молодость» и «инновация» обязательно синонимы, что старшее поколение чувствует себя недооцененным. Кроме того, люди, которые меняют карьеру посреди жизни и не беспокоятся при этом о падении доходов, встречаются все реже.