Почему менеджеру нельзя пренебрегать психологической настройкой
С собственником компании, являющейся одним из лидеров в своем узком сегменте услуг, обсуждали ситуацию в бизнесе. Естественно, начали издалека, но все-таки остались в границах России: экономическая ситуация в стране, кризис в отрасли, упадок дел в компании... До проблем компании дошли быстро, минут за пять. Навык не застревать на обсуждении мировой революции у собственника уже развит, не в первый раз проводим часовую стратсессию «на двоих». Это удобный и экономный формат, когда собственнику или первому лицу есть «об кого подумать». Кратко, не вдаваясь в детали, по принципу «сделано - не сделано». Идеально, когда опытный собеседник не позволяет растекаться мыслью по древу. Еще лучше - когда их минимум два и каждый специализируется в какой-либо области - маркетинге, финансах, переговорах. Главное, чтобы разговоры были по существу той проблемы, которая больше всего в данный момент волнует руководителя.
В нашем случае это была проблема снижения прибыльности бизнеса в течение последних трех лет. Ситуация развивалась в соответствии с прогнозами, сформулированными ранее. Тогда же были названы и записаны рекомендации - что делать, чтобы падение остановить. Не все рекомендации удалось реализовать, хотя развитие событий подтверждало, что каждый пункт рекомендаций был обоснованным. Развитие онлайн-площадки, усиление личного бренда собственника, оптимизация сайта, структурирование работы продавцов, сокращение затрат, в том числе за счет увольнения неэффективных сотрудников. Спустя три года важность всех этих шагов только возросла, поэтому обсуждали, что помешало тогда и что мешает сейчас.
Как ни странно, причина препятствий оказалась в одном - в привязанности. К определенным сотрудникам, к сложившемуся стилю отношений, к группе людей, с которыми строился бизнес последние 15 лет. Привычность и прогнозируемость поступков окружающих, с одной стороны, сохраняла для собственника зону комфортности, с другой - чувство ответственности за этих же людей подталкивало его к решительным действиям, пока все не успело посыпаться.
За час работы успели нащупать болевую точку и выписать рецепт. Так как рецепт выписывается совместными усилиями и с активным участием самого собственника, шанс, что таблетки будут приниматься по расписанию, высок.
Рецепт в данном случае был следующий. Встать над ситуацией, повернуться к своим людям если не спиной, то хотя бы боком, перестать следить за каждым их шагом и поддерживать их как маленьких детей. Занять позицию взрослого, который сможет ответить за все последствия, даже самые негативные. Отделить отношение к людям от их обязанностей и своих обязательств перед ними. Для общения с теми, с кем отношения особенно эмоционально окрашены, нанять посредников - из числа сотрудников компании или внешних консультантов. Максимально структурировать переговоры с людьми - по времени, по темам, по формату фиксации договоренностей. Найти соратников, которые смогут оказывать моральную поддержку на этапе принятия эмоционально сложных решений. Определить ключевых людей в бизнесе, отношения с которыми требуют кардинальной перестройки, и сделать общение с ними ключевым приоритетом.
После того как этот очень серьезный шаг в своем психологическом отношении к ситуации сделан, можно переходить к следующему - к управленческим решениям. Если этап психологической настройки перескочить, игнорируя чувства и эмоции собственника, управленческие решения или вовсе не будут приняты, или будут выглядеть как латание дыр. Чаще всего подобные сложности возникают у руководителей небольших по штату компаний, когда умение смотреть на ситуацию отстраненно у руководителя не сформировано.