Британские и бельгийские бизнес-школы теряют позиции в рэнкинге FT
Исключение - London Business School: она впервые заняла позицию в первой десяткеНовый рэнкинг Financial Times магистерских программ в области менеджмента (Masters in Management, MiM) принес плохие новости британским и бельгийским бизнес-школам: семь из 11 британских и три из четырех бельгийские школ опустились в рэнкинге на семь и более мест. Исключение - London Business School: она впервые вошла в рэнкинг и сразу заняла позицию в десятке лучших школ.
Магистры малого бизнеса. 14%
выпускников программ 2011 г. учредили собственные компании - либо во время обучения, либо после него. По данным FT, 80% таких компаний работает по сей день и приносит выпускникам MiM 44% дохода. Большинство из них - это небольшой бизнес, где не более 10 сотрудников.
FT составляет рэнкинг MiM десятый раз: в него входят 70 лучших магистерских программ в области менеджмента для студентов с минимальным опытом работы. Четвертый год подряд лидерство удерживает швейцарская St Gallen, на втором и третьем местах - парижские HEC и Exxec.
Рэнкинги MiM основаны на двух исследованиях. В одном участвуют сами бизнес-школы, во втором - их выпускники 2011 г. Место школы в рэнкингах зависит и от того, насколько успешно складывается карьера выпускников, и от их вознаграждения. Спустя три года после окончания программы выпускники St Gallen (средний возраст - 28 лет) зарабатывали около $80 000.
Лучшую динамику продемонстрировали французская ESC Rennes и ирландская Michael Smurfit Graduate Business School. Первая поднялась в рэнкингах на 13 позиций до 11-го места, вторая - на 23 позиции до 45-го. Помимо London Business School в рэнкингах еще четыре новичка: немецкая EBS Business School (14-е место), канадская Sauder School of Business (49-е), французская ESC La Rochelle (64-е) и китайская Tongji University School of Economics and Management (65-е). Лишь шесть из 70 школ представляют неевропейские страны, лучшие из них - индийские (13-е и 16-е места).
Ключевая составляющая программ MiM - стажировки в компаниях, где студенты получают важнейший опыт для развития карьеры. Такую стажировку прошли 72% участников исследования FT, 64% из них по итогам получили предложение о работе, а чуть больше половины такое предложение приняли.
Чтобы быть лучшим
В Португалии, где каждый третий 25-летний житель - безработный, может сложиться впечатление, что диплом не гарантирует работы, сетует декан лиссабонской Nova School of Business and Economics Жозе Феррейра Машаду. «Эта идея очень опасна и основана на неверных предположениях. Рынок труда сейчас жесткий, но обучение в университете сильно увеличивает шансы в поиске работы», - говорит он.
Тем не менее студенты магистерских программ Nova настроены пессимистично. «Я вижу, как страна теряет потенциал, - говорит 21-летняя Рита Алмейда. - Португалия плохо поддерживает тех, кто хочет продолжить образование, но не имеет для этого ресурсов». «[Правительство] помогает оплатить образование только студентам, испытывающим финансовые трудности, которым иначе пришлось бы бросить учебу», - отмечает 21-летний Жоан Теодору Герейру, студент магистерской программы Catolica Lisbon School of Business and Economics.
«На немецкую зарплату я бы покрыл расходы на местное обучение за год, но если бы собирался работать в Португалии, то подумал бы дважды, прежде чем взять кредит», - говорит Мартин Энгельс, 25-летний студент из Германии.
Многие студенты полагают, что образование даст им конкурентное преимущество при поиске работы. «Когда на вакансию претендует 300 человек, чтобы получить ее, нужно быть лучше остальных, - говорит 22-летний студент Catolica Руи Калву. - Кризис - это мощный стимул, чтобы много учиться и работать».
MiM для гуманитариев
В 2008 г., когда обанкротился Lehman Brothers, Шон Акинбобой жил в нескольких кварталах от нью-йоркского офиса инвестбанка. Когда его друзья, учившиеся в бизнес-школе, говорили о кризисе, Акинбобой, получивший диплом психолога в New York University, не всегда понимал, о чем идет речь. «Я чувствовал себя вне контекста, - вспоминает он, - с гуманитарным образованием я мало разбирался в бизнесе и общих корпоративных вопросах».
Акинбобой решил продолжить образование в Wake Forest University, где была магистерская программа в области менеджмента.
Декан бизнес-школы Wake Forest Стив Райнемунд говорит, что еще в 2001-2006 гг., когда он был гендиректором PepsiCo, в компании было много сотрудников с гуманитарным образованием, которые ценились за широкий взгляд на мир. «Если бы в мире бизнеса было больше людей с широким кругозором, возможно, не случилось бы кризисов последних 10 лет», - полагает он.
Wake Forest одним из первых в США запустил годовую магистерскую программу по искусству. Первая такая программа была в 2006 г., на курсе было 13 студентов, сейчас - около 140. «Многие студенты-гуманитарии первые годы после окончания университета не находят своего места на рынке, и мы помогаем им это сделать», - говорит Райнемунд.
Такие программы, давно популярные в Европе, завоевывают и рынок США, поскольку из-за финансового кризиса желающих потратить два года на полноценную программу MBA стало меньше. Выпускники MiM занимают высокие позиции в финансах, консалтинге, продажах и маркетинге, и показатели трудоустройства у многих школ хорошие. По словам Акинбобоя, консалтинговый проект, которым он занимался в Wake Forest, помог ему получить работу коммерческого банкира в BB&T.
Примеру Wake Forest последовали другие бизнес-школы, включая Kellogg School of Management при Северо-западном университете и Ross School of Business при Университете Мичигана. «Мы слышали от фокус-групп наших студентов, что с гуманитарными дипломами они получают приглашение от компаний на собеседование, но дальше этого дело не идет», - говорит заместитель декана Университета Мичигана Эми Диттмар.
В ожидании вакансий
Во время муссонов в кампусе Indian Institute of Technology, который расположен среди озер и холмов, зелено, чисто и прохладно. Неудивительно, что сюда захаживают разные представители местной фауны, включая даже леопардов. Но звери, которых можно увидеть в кампусе, не единственная отличительная черта IIT. Это один из немногих индийских университетов, предлагающих программу MiM. Тем более что в Индии MBA или MiM - обязательное условие для получения хорошего поста в крупной корпорации.
«Это может называться по-разному - хоть MBA, хоть как, но управление рынками, управление бизнесом, управление корпорациями всегда [будет требовать соответствующего образования], - отмечает руководитель Shailesh J.Mehta School of Management Шивганеш Бхарвага, - на выпускников программ бизнес-школ спрос всегда будет».
В мае премьер-министром Индии стал Нарендра Моди, поддерживающий развитие бизнеса, и отношение международных инвесторов к стране стало более позитивным: все ждут, что будет открываться больше менеджерских вакансий.
На развитых рынках экономический кризис и рецессия определяют для многих студентов выбор в пользу MiM как более дешевой альтернативы MBA. В Индии между этими программами разницы нет, и, когда вырастет спрос на менеджеров, весь сектор бизнес-школ пойдет в рост, предрекают аналитики.
«Возможности открываются в разных секторах экономики, - говорит управляющий директор PwC Дхираж Матхур, - и бизнес-школы на переднем крае этих изменений». Чтобы удовлетворить спрос экономики на специалистов, индийское правительство намерено открыть пять институтов менеджмента в стране в дополнение к 13 существующим.