Чем опасно возвращение в компанию прежнего босса

Возвращение основателя компании к оперативному управлению не всегда проходит гладко: велик риск вступить в конкуренцию с самим собой и с прошлыми достижениями
А. Таранин
А. Таранин

Когда основатель компании, успевший отойти от дел, решает вновь возглавить этот бизнес, может возникнуть неловкая ситуация. Начало сентября ознаменовалось двумя такими случаями: в итальянскую компанию Luxottica вернулся ее основатель, 79-летний Леонардо дель Веккьо, а в американскую Bloomberg - 72-летний Майкл Блумберг.

Повод для отставки. Дэн Докторофф

экс-президент Bloomberg. так пояснил свое увольнение: «Майк Блумберг для этой компании - что-то вроде Бога. Он создал эту вселенную, он написал десять заповедей, а потом - исчез. А теперь он возвращается. Понимаете, когда Бог возвращается, все меняется. Простые люди отступают».

Дель Веккьо решил занять пост исполнительного председателя совета директоров. При этом генеральный директор, 49-летний Андреа Гуэрра, был вынужден оставить эту должность с выходным пособием в размере 11,5 млн евро. Возвращение Блумберга сопровождалось уходом Дэна Доктороффа с поста президента Bloomberg.

Конкуренция с самим собой

Возвращение отца-основателя чревато рядом очевидных проблем. Человек полагает, что былая харизма снова поможет ему, но часто это ожидание не оправдывается. «Предприниматель, создавший успешный бизнес, рискует вступить в конкуренцию с самим собой из прошлого, - говорит предприниматель и инвестор Питер Тиль. - Если вы завоевываете золотую олимпийскую медаль, то, как мне кажется, сразу после этого надо бросать спорт».

Часто возвращение в компанию ее основателя влечет за собой конфликты, в частности - увольнение специалиста, успевшего к этому моменту занять пост гендиректора. В 2007 г. основатель Yahoo! Джерри Янг решил вновь встать у руля компании, но был вынужден опять уйти два года спустя. Основатель Dell Майкл Делл в 2004 г. ушел с поста гендиректора, а в 2007 г. вернулся, но компания так и не вернула себе лидерство на рынке компьютеров.

Профессор Гарвардской бизнес-школы Ноам Вассерман провел исследование подобных ситуаций и сделал вывод, что перед основателями успешных компаний обычно стоит дилемма: деньги или власть. Основатели хотят сохранить контроль над своим детищем и при этом поддерживать рост стоимости компании. Но на деле стоимость будет расти с большей вероятностью, если передать контроль внешним инвесторам и привлечь профессиональных руководителей. Тем не менее сейчас все отчетливее наблюдается тенденция к сохранению отцов-основателей у руля бизнеса. Этот вариант нравится инвесторам и венчурным капиталистам: вероятно, они считают, что инстинкт первопроходца поможет омолодить бизнес даже очень крупной компании.

«Основатели, сохраняющие за собой пост гендиректора, видят свой бизнес в долгосрочной перспективе, - пишет Бен Хоровитц, один из основателей венчурной компании Andreessen Horowitz. - У них есть естественное понимание того, что жизненные циклы продукции определяются инвестициями и что даже самые длинные циклы в конце концов завершаются».

Вежливость не помешает

Дель Веккьо по-прежнему строит масштабные планы для компании, которую он создал в 1961 г. «Рост в ближайшие 10 лет должен быть даже более значительным, чем был в предшествующем десятилетии, - заявляет руководитель. - Через десять лет я рассчитываю удвоить выручку по сравнению с нынешней».

Блумберг в 2008 г. передал управление своей компанией Доктороффу. Основатель Bloomberg был в то время мэром Нью-Йорка, Докторофф - заместителем мэра. Вернувшись в компанию в сентябре, Блумберг не стал сразу говорить о новых целях бизнеса, кроме того, он всячески подчеркивает, что желает, чтобы Докторофф остался.

Можно предположить, что шансов на новый успех у Блумберга больше, чем у дель Веккьо. Два обстоятельства возвращения основателя Luxottica вызывают сомнения в целесообразности этого шага. Во-первых, в связи с предстоящим уходом Гуэрры была создана слишком запутанная управленческая структура. Дель Веккьо стал исполнительным председателем совета директоров, которому помогают два сопредседателя и операционный директор, а такое обилие руководителей многим кажется чрезмерным. Во-вторых, бросается в глаза негативное отношение дель Веккьо к интеллектуальным очкам Google Glass - устройству, которое Google разрабатывает совместно с Luxottica. «Мне было бы стыдно выйти на улицу, имея это на голове», - так недипломатично выразился дель Веккьо о перспективном продукте. Возможно, недостаток вежливости не мешал дель Веккьо при общении с партнерами по бизнесу, но в области коммерции такие вещи могут принести существенный вред.

Блумберг ведет себя более тактично, и, похоже, он и сейчас может с успехом возглавить Bloomberg. Основатель компании собирается посвящать ей только часть своего времени: у него есть и другие интересы, включая благотворительность. Однако никто никогда не подвергал сомнению управленческие способности Блумберга, а перерыв в руководстве компанией у него был связан с успешной политической карьерой.

Вернуться и победить

Бизнес Bloomberg сейчас переживает период технологических преобразований, и здесь талант предпринимателя может оказаться кстати. Компания, традиционно ориентировавшаяся на корпоративных клиентов, уделяет все больше внимания потребительскому сегменту медийного рынка. Революция в области цифровой печати в сочетании с финансовыми проблемами газетных издательств открывает перед компанией новые возможности.

И все же нет ничего более обидного, чем вернуть себе роль лидера и не справиться с нею. И дель Веккьо, и Блумберг надеются, что их возвращение будет столь же успешным, как в свое время у Стива Джобса в Apple и Ларри Пейджа в Google. Никто не может помешать им в осуществлении задуманного: оба сохранили в своих руках мажоритарные пакеты своих компаний, оба пользуются авторитетом. Но прошлые достижения не являются залогом будущих успехов. Отцов-основателей ожидает серьезное испытание.