Открылась сеть магазинов, где продают гаджеты, взаимодействующие со смартфонами
Стефан Бобо достает белую гитару, вставляет в специальное гнездо iPhone и выдает что-то рок-н-ролльное. Он представляет нам проект: сеть магазинов, где покупатели смогут протестировать гаджеты, взаимодействующие со смартфонамиНашествие гаджетов. 8,7
млрд устройств общалось с сетью в 2012 г., по данным Cisco Systems
50
млрд разных приспособлений выйдет в интернет к 2020 г. Morgan Stanley еще оптимистичнее - предполагает, что через шесть лет число таких устройств достигнет 75 млрд
Сеть офлайновых магазинов Lick - рай для гиков. На витрине такой лавки в квартале Дефанс - умные вещи вроде браслетов Fitness Band, отслеживающих сожженные калории. Внутри много всякой прикольной мелочовки. Например, навороченная лампочка, которая превращает люстру или настольный светильник в музыкальный автомат, контролируемый со смартфона. Или полки для холодильника, сигнализирующие на телефон, что дома кончаются яйца. «У нас есть такие штуки - вы поверить не сможете, что нечто подобное существует», - хвастает Бобо.
Название магазинам дала фраза Стива Джобса: «Мы сделали кнопки на экране настолько хорошими, что вы захотите их облизать» (lick - «лизать» на английском). Бобо считает, что продает следующий хит ритейла - не смартфоны, а вещи, которые при посредстве смартфона делают вашу жизнь проще, заваливают информацией, в отсутствие которой вы жили до сих пор. А может, и то и другое разом.
Непоколебимая уверенность Бобо в успехе зиждется на двух наблюдениях. Первое: все больше и больше вещей обзаводятся собственным выходом в интернет. Cisco Systems в прошлом году выдвинула теорию, что каждую секунду к интернету подключается 80 новых устройств. Например, мобильные телефоны, паркоматы, градусники, кардиомониторы, автомобили, дорожная инфраструктура, чипы в ушах крупного рогатого скота и даже полки супермаркетов. А значит, уточняет Бобо, у любого предмета, от весов в ванной до цветочного горшка, все больше шансов стать интерактивным: «Все эти вещи прежде были мертвы. А теперь они могут обмениваться с вами информацией».
Второе наблюдение Бобо - смартфоны (или, как зовет их Бобо, «пульты управления вашей жизнью») дешевеют на глазах, а значит, их покупает все больше людей.
Генератор идей
Бобо одевается весьма просто, говорит мягким голосом и взгляд имеет почти невинно-мальчишеский. Не сразу поверишь, что этот человек построил не один успешный бизнес. В 2002 г., когда ему было 27 лет, он продал основанную им фирму за 30 млн евро. Она производила ПО для загрузки рингтонов.
На этом многие ушли бы на покой. А Бобо основал ModeLabs - компанию, проектирующую гарнитуру для мобильных люксовых брендов. Например, Tag Heuer или Christian Dior. Этот стартап стал ведущим поставщиком аксессуаров для мобильных во Франции. В 2006 ModeLabs прошла листинг на Euronext. В мае 2011 г. Бобо продал подразделение по дистрибуции за 100 млн евро компании BigBen Interactive. Подразделение по разработке дизайна, Atelier Haute Communication, при этом оставил себе. И основал в ноябре еще одну компанию, Innov8.
Год спустя этот стартап купил у Bouygues оптовую компанию Extenso Telecom. Она специализировалась на продаже телефонов с контрактом с сотовым оператором. В 2011 г. выручка Extenso составила 293 млн евро. Но тут Бобо прогадал. На рынок ворвались недорогие сотовые операторы, у которых можно было купить только sim-карту и вставить в любой телефон. Если раньше 95% телефонов было «заточено» под одного конкретного оператора, то сейчас таких продается только 60%. «Свобода выбора все изменила. Теперь люди не хотят попадать в рабство какого-то одного оператора или телефона», - сокрушается Бобо.
Пришлось менять стратегию Extenso. Она занялась оптовой продажей телефонов без контракта и аксессуаров к ним. Да так успешно, что в этом году Innov8 считается крупнейшим поставщиком смартфонов без контракта с годовой выручкой 270 млн в год и операционной прибылью, исчисляющейся восьмизначной цифрой, хвастается Бобо. У него 146 работников, ни одного партнера и ноль долгов.
Бизнес Lick и Extenso тесно связан. В магазинах первого полно товаров от второго. Но выживания это не гарантирует, уверяет Бобо. Успех проекта зависит от того, сможет ли его основатель освоить новую для себя область - ритейл. Все-таки это первый его проект, имеющий дело с людьми, а не с другими компаниями.
Советует покупатель
Все, что лежит на полках Lick, выбрано покупателями. Они голосуют на сайте, закупать ли магазину ту или иную новинку. «Мы хотим, чтобы потребители дали нам совет и поведали, как относятся к продукту, до того, как мы потратимся на него», - говорит Бобо.
Продавцов заставляют учить подробную информацию о каждом товаре. Всего в Lick работает сотня человек. С апреля этого года Бобо открыл 17 точек, в основном в пригороде Парижа, в моллах, где закупается средний класс.
Продавцов Бобо зовет не продавцами, а коучами. Их первая забота якобы не продать, а продемонстрировать, как товар может взаимодействовать с человеком, и обучить управлять гаджетом. «Нужно увлечь потребителя компетентностью и консультированием, - делится секретами бизнеса Бобо. - В других магазинах, торгующих электрическими прибамбасами и технологичными штуками, днем с огнем не сыщешь экспертов по ним!»
Посетителю Lick предлагают сосканировать бейдж продавца, чтобы общаться с ним и после того, как покинул магазин. Для самых дотошных покупателей в магазинах разъезжают роботы-консультанты, управляемые из штаб-квартиры компании. С помощью оборудования для телеконференций и установленного на роботе экрана специалисты могут не только общаться с потребителем, но и устраивать экскурсии по магазину.
Нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к железному консультанту. Бобо показывает, как управляемый из штаб-квартиры робот подкатывает с предложением помочь к покупателю в магазине в Дефансе, что в 3 км отсюда. На лице человека отражается недоверие, потом он что-то мямлит и тихонечко ретируется.
Первые во всем
В следующем году Бобо хочет открыть первые зарубежные Lick. Скорее всего, в США, Гонконге и Великобритании. По франшизе работать ему неинтересно. Не хочет он связываться и с инвесторами. «Я счастлив, что независим и не провел листинг, - заявляет он. - Ура, не надо тратить время, рассказывая любому желающему ежеквартально о бизнесе. Нет инвесторов, нацеленных на продажу в ближайшие годы. А значит, я могу мыслить на долгую перспективу».
Каждый четверг в Lick праздник - стартапы, специализирующиеся на сопрягающихся со смартфонами устройствах, хвастаются своими изобретениями. Идея шоу - поближе познакомить разработчиков с потребителями и обеспечить Lick дополнительный пиар. «Стартапы нужно поддерживать с самого начала, - озвучивает официальную версию Бобо. - Мы рады и известным брендам, и совсем мелким».
С интересными стартапами Бобо стремится установить долгосрочные отношения и в случае успеха заключить эксклюзивный контракт. Например, проект Meg разработал цветочные горшки, помогающие ухаживать за растениями. Они сообщают, когда цветок нужно полить, удобрить, поставить на солнце или, наоборот, убрать в тень.
С помощью этих ухищрений Бобо думает избавиться от конкуренции с гигантами вроде Amazon: «Если вы хорошо известны, то Amazon - отличный выбор. Но если вы новичок и хотите, чтобы о вашем изобретении узнали, вот тут-то и понадобится наша площадка для демонстрации».