В мужском коллективе интриг меньше, выяснили исследователи
Моббинг, буллинг - эти забавно звучащие слова обозначают совсем не смешную проблему: офисные интриги. Как с ними бороться и стоит ли?Эта история произошла в одном из российских городов: начальник крупного транспортного предприятия получил задание от чиновника-куратора в городской администрации - подсчитать, сколько будет стоить проезд в общественном транспорте, если город перестанет его дотировать. Расчет получился неутешительным: нужно повышать цену билета чуть ли не в два раза, выяснили специалисты предприятия. Начальник доложил куратору о полученных выводах в служебной записке. А буквально на следующий день записка эта попала в руки журналистам городской газеты, которые тут же опубликовали разгромную статью под заголовком: “Начальник X требует поднять плату за проезд вдвое”. Скандал вышел громкий, глава предприятия так и не смог оправдаться в глазах руководства города и был вынужден уйти в отставку, которой на самом деле давно добивался его куратор.
Кто создает интригу
Работа в госструктурах и близких к государству компаниях состоит из таких игр, и если ты не готов в них играть, то лучше даже не пытаться идти в чиновники, делится мнением руководитель департамента в одном из надзорных российских ведомств. “Во многом поэтому у многих и создается впечатление, что на госслужбу берут исключительно по протекции. Просто у тех, у кого есть протекция, как следствие, имеются также и "учителя", способные объяснить правила игры. Мне, например, первым делом посоветовали: поддерживай со всеми хорошие отношения, пей чай с пирожными, но никогда ни на что не жалуйся, потому что любая твоя слабость будет использована против тебя. А еще - старайся иметь письменное доказательство на любой случай. Дает тебе начальник задание, просишь повторить его в письменном виде, о каждом своем шаге тоже отчитываешься в письменном виде. Тогда в случае проблем тебе будет что предъявить”, - объясняет собеседница “Ведомостей”.
На самом деле с интригами и “подставами” можно столкнуться в любой компании. По данным опроса, проведенного порталом Работа@Mail.Ru, 64% россиян испытали на себе подобное. И каждому пятому пришлось после такого “испытания” уволиться. А 5% опрошенных признались, что сами добивались поставленных личных целей, нарочно “подставляя” коллег и начальни-ков - скрывая свои ошибки, добиваясь повышения или просто из мести.
Больше всего интриганов оказалось среди аналитиков, экономистов и чиновников, а меньше всего - среди рабочих технических специальностей.
“Интриги - это одна из форм общения внутри коллектива и отношения людей друг к другу, - рассуждает руководитель департамента маркетинга IT-компании РДТЕХ Владимир Сизых. - Для одних интрига - это честный и открытый конфликт мнений, для других - желание выпятить себя, для третьих - реакция на проигрыш”.
Радиус действия
Если интриган - человек рациональный, стремящийся к своей бизнес-цели, невзирая на преграды, это еще не худший вариант, сходятся во мнении специалисты по HR. В таком случае к вам у него - ничего личного, только бизнес и он, как правило, не ставит цели затравить вас. Более того, если ситуация изменится и вы в глазах интригана вдруг станете полезным, он наверняка приложит максимум усилий, чтобы вы оказались с ним в одной команде!
Гораздо хуже столкнуться с иррациональной травлей со стороны коллектива, вызванной неприятием новичка. В ее основе лежит стремление самоутвердиться за счет менее статусного члена общества, а иногда обычная зависть, причиной которой может послужить что угодно: от профессиональных качеств до марки одежды нового сотрудника. На Западе кадровики обозначают эту ситуацию словом mobbing (от английского mob - толпа); это же слово используется для обозначения дедовщины. Или, в случае, когда инициатива исходит от одного человека, - bulling (от английского bully - хулиган).
В программной книге, выпущенной еще в 1999 году психологами Рут Шварц и Гейл Эллиотт “Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах в США” (“Mobbing: Emotional Abuse in the American Workplace”), указано, что моббинг сложно предотвращать, так как он может проявляться по отношению к любому человеку - независимо от его возраста, расы, пола и вероисповедания. Этот вид давлении тесно связан с унижением - не только профессиональным, но и личным, об объекте преследования могут распространять слухи, дело может даже дойти до криминала - порчи и краж личных вещей или необоснованных обвинений в краже чужого имущества. В общем, отчасти это схоже с поведением детей, которые стараются эмоционально растоптать жертву, но при этом чаще всего не могут объяснить, чем именно она заслужила такую участь.
В США и Северной Европе существуют специальные организации, помогающие жертвам моббинга, пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию и больничный. В России же приходится бороться с моббингом другими методами.
Как с этим жить
Ищите босса - вот основной совет от HR-специалистов тем, кто хочет обезопасить себя от интриг на рабочем месте. Если высшее руководство организации лояльно относится к интригам, то и для сотрудников рангом ниже они будут казаться нормой корпоративной культуры, объясняет начальник организационно-кадрового департамента банка ИТБ Эльдар Салахетдинов.
“Если интриги, сплетни и пересуды являются частью характера главы компании, то аналогичное поведение нанятых им людей даже будет считаться объединяющим фактором: мол, милые бранятся, только тешатся, а заодно и тренируются”, - объясняет эксперт в сфере нетворкинга Алексей Кекулов.
Но далеко не все готовы мириться с подобной корпоративной культурой, признает он.
Интриги снижают эффективность трудового процесса, каждый раз на выяснение того, кто прав, а кто виноват, уходит много сил, уверена совладелец группы компаний “Ронова”, специализирующейся на клининге, Маргарита Авдеева. “В нашей практике был единственный случай, когда менеджер, не справившись с профессиональными задачами, повел себя очень некрасиво. Руководитель-мужчина предупредил сотрудницу коммерческого отдела, проработавшую пять месяцев с низким результатом, об увольнении в случае, если ситуация не изменится. После предупреждения она в течение двух недель и вовсе прекратила предоставлять отчеты о работе. Получив сообщение об увольнении, сотрудница пыталась обвинить своего руководителя в неудачных попытках домогательства. Таким образом она хотела объяснить причину своего увольнения в коллективе. На прояснение ситуации пришлось потратить время и ресурсы компании”, - рассказала она.
Что же может сделать начальник для предотвращения интриг? “Главные рецепты: действовать на опережение, не брать на работу родственников и интриганов, создать максимально прозрачные критерии для повышения зарплаты и карьерного роста”, - советует Авдеева.
Но, конечно, полностью от интриг это не избавит - просто потому, что в сообществах амбициозных, привыкших к конкуренции людей по определению кипят страсти. “Чаще всего с этой проблемой мы сталкиваемся внутри коммерческого отдела, - признается Маргарита. - Коллектив менеджеров небольшой, но высокая эффективность именно этих сотрудников во многом определяет развитие бизнеса. Для коммерческого отдела мы ищем ярких, амбициозных профессионалов. При решении этой задачи, к сожалению, не всегда удается на этапе собеседований отсеять людей, склонных к "звездной болезни" и "закулисным играм" ради достижения результатов”.
Еще хорошо работает тот же способ, что и в политике, - найти внешнего врага. “Мы переправляем энергию во вне, - продолжает Авдеева. - Хороший способ сплотить коллектив - поставить общие задачи для борьбы с внешними соперниками. Например, принять участие в "рейтинговых гонках", профессиональных премиях. Сделать так, чтобы на интриги уже не осталось времени”.
В банке ИТБ предлагают три метода борьбы с интригами. Во-первых, с помощью административного регламента, который устанавливает принципы взаимодействия сотрудников, порядок исполнения ими обязанностей и реализации своих прав, рассказывает Эльдар Салахетдинов. Документ четко регулирует коммуникации между сотрудниками на всех уровнях, определяет процедуру решения спорных вопросов, сроки предоставления обратной связи. Согласно регламенту, каждый может получить разъяснения у руководства по спорному вопросу, сообщить о нарушениях, внести свои предложения и покритиковать чужие и так далее, рассказывает он. Во-вторых, за основу всех деловых коммуникаций в банке принята переписка по электронной почте. “У нас часто говорят: "Слово к делу не пришьешь", поэтому в случае каких-либо разбирательств анализируются только факты и деловая переписка. Кто кому чего сказал - это вторично. Либо доказательства есть, либо их нет”.
В-третьих, по словам Салахетдинова, высшее руководство банка с самого начала выстраивает четкие, понятные, прозрачные коммуникации с руководителями среднего и начального уровня, задавая определенный стандарт общения в рамках всего корпоративного взаимодействия.
А вот Владимир Сизых из РДТЕХ считает, что “чистых” интриганов, которые постоянно и целенаправленно обманывают, вводят всех в заблуждение, - единицы. “Как только становится понятно, что в компании появился такой "чистый" интриган, мы расстаемся с ним без сожалений, иначе он, как вирус, может заразить всю команду”. Значительно сложнее разрешить другую ситуацию, когда интрига возникает из-за конфликта мнений и неспособности людей принять иную точку зрения, продолжает он. Появляется чувство обиды, проигрыша, теряется способность к созиданию. Руководитель должен увидеть это и, как корпоративный психолог, устранить конфликтную ситуацию. А чтобы таких ситуаций было меньше, при приеме на работу важно тестировать сотрудников на восприимчивость к проигрышу, насколько кандидат способен принять другую точку зрения, отличную от его собственной, уверен Сизых.
Что же делать, если ничего не помогло и в коллективе вас травят? Проще и лучше всего уйти, советует старший юрист кировского представительства юридической группы “Яковлев и партнеры” Наталья Костина. “Зачем мучить себя и работать с психологически несовместимыми людьми?” - спрашивает она.
Но если есть желание бороться, сотрудник, ставший объектом травли, должен воспользоваться своим правом написать руководству объяснительную записку, в которой следует изложить все происходящее и объяснить свои действия. Если же начальника объяснительная не удовлетворила и он принял решение расстаться с сотрудником, последний может обратиться в суд с жалобой на незаконное увольнение. “В ходе процесса можно доказать конкретную вину других работников и потребовать заработную плату за время вынужденного прогула”, - напоминает Костина. В таком случае за действия интриганов ответит работодатель.
Что же касается сплетен, то с ними тоже можно бороться, например с помощью суда, подав иск о защите чести и достоинства к тем, кто их распространяет. Правда, в этом случае нужна доказательная база - документы и свидетели, так как просто пересказ чужих слов суд не убедит.
Работа за счет других
По данным опроса исследовательского центра портала Работа@Mail.Ru, респонденты, признавшиеся в том, что специально “подставляли” коллег, делали это, чтобы показать непрофессионализм их жертвы перед начальником (46%); 25% работников пошли на подобный шаг из мести; 23% таким образом скрывали свои ошибки; 15% нарочно подвели коллег просто потому, что хотели их увольнения, а еще 15% - ради более интересных позиций на работе.
Чаще всего (85%) объектом интриг становились коллеги, лишь в 10% случаев - начальники и только в 5% случаев - подчиненные.
Исследователи отметили, что 38% опрошенных, “подставляя” других, добивались своего; 20% вообще пожалели о содеянном, т. к. в итоге сделали хуже самим себе.
В мужском коллективе интриг меньше - об этом заявили 96% респондентов HeadHunter, работавших в момент проведения исследования в преимущественно однополых - мужских или женских - командах.