Мои десять правил личностного роста
На одном из тренингов по личностному росту мы обсуждали, что каждый из нас делает, чтобы добиться успехов в карьере. У каждого человека есть свои наработки, свой лидерский стиль, свои правила, основанные на собственном уникальном опыте. Вот мои правила, которым я стараюсь следовать на работе.
1. Не бояться проявлять эмоции. Одна коллега сказала, что чем выше она продвигается по служебной лестнице, тем больше превращается в робота. Проявление любых эмоций кажется ей слабостью. Я не согласна. Конечно, эмоции нужно уметь контролировать и не истерить без повода, но быть роботом - это перебор, мало кто хочет работать на бездушную машину. Личность руководителя - это один из важных мотивационных факторов. Помню, какое сильное впечатление произвела речь одного из наших руководителей в кризис. У него дрогнул голос, он замолчал на несколько секунд, потом продолжил. Он показал себя обычным человеком, и это привлекло к нему много сердец. Если бы он говорил о трудных временах и жестких мерах холодно и уверенно, он не добился бы понимания. А так его все поддержали и потом долго говорили, какой он, оказывается, человечный, несмотря на внешнюю брутальность.
2. Помнить, что лучший способ построить отношения - помочь человеку решить его проблему. Многие думают, что главное - это уметь общаться, помнить про дни рождения и искусно поддерживать беседу на общие темы. Я считаю, что самое важное - понять, что нужно вашему клиенту, коллеге, руководителю, в чем его проблема или личный интерес и чем вы можете ему помочь. Кто-то не любит цифры - я могу сделать бюджет. Кто-то не любит писать - я могу отредактировать текст или составить бизнес-кейс. Кто-то хочет познакомиться со специалистом из корфина - я могу познакомить и так далее. Хорошие рабочие отношения базируются на делах, а не на словах.
3. Доверять подчиненным и давать им возможность работать самостоятельно. Я долго придерживалась правила: если хочешь сделать хорошо, сделай сама. И делала. Пока один мой подчиненный, умный и компетентный, не спросил: «Ты мне не доверяешь? Думаешь, я не справлюсь?» Страстное желание все контролировать и неспособность дать свободу и развитие команде - одна из распространенных ошибок менеджеров. Если нет доверия, нужно менять команду, а если есть - нужно давать возможность людям расти. В некоторых вещах мои подчиненные сильнее меня, я это признаю, горжусь их успехами и своим умением найти и распознать талант.
4. Соревноваться с собой, а не с другими. В соревновательности нет ничего плохого, она стимулирует и вдохновляет, но важно не опуститься до зависти или прямой конкуренции с коллегами. На меня произвел впечатление рассказ одной нашей сотрудницы. Она рассказала, как ей было обидно и трудно, когда ее товарища повысили, а ее нет. «Я видела его сильные стороны, знала, к чему мне нужно стремиться, и все-таки мне было тяжело. Мне помогла мысль, что я работаю не одна, что у нас команда, общие клиенты и общие цели. В конце концов, для соперничества есть конкуренты. Конкурировать нужно с собой, чтобы быть лучшей версией себя, а коллег необходимо ценить и поддерживать».
5. Не грести всех под одну гребенку. Я всегда считала, справедливость - это одинаковые правила для всех, и гордилась своей принципиальностью. Когда ко меня попросил сделать для него исключение один сотрудник, гордо отказала. Мой руководитель, узнав об этом, вызвал меня и спросил: «Кто у нас самый талантливый, эффективный, креативный? Кто приносит самую высокую выручку?» Ответила: «Тот, кто просил об исключении из правил». Тогда начальник сказал: «Ну и почему ты к нему подходишь с той же меркой, что и к другим? Зачем быть лучшим, если получаешь то же, что и все?»
6. Готовиться ко встречам, презентациям, дискуссиям. Я навсегда запомнила, как однажды сказала одному партнеру: «Поверьте мне!» Я думала, что вопрос не так важен и моей репутации достаточно, чтобы его убедить. Он ответил: «С какой стати я должен тебе верить? Покажи мне факты, расчеты, приведи аргументы, тогда и поверю». На следующий день я подготовилась, предоставила ему аргументы, расчеты и получила одобрение на проект. К важным разговорам нужно готовиться всегда.
7. Необязательно придумывать новые идеи, лучшие из них можно позаимствовать! Необязательно изобретать велосипед. Согласно последнему глобальному опросу руководителей, проведенному PwC, большинство российских руководителей считают приоритетной областью деятельности в течение ближайшего года повышение операционной эффективности. Поэтому важно отслеживать передовые практики, учиться на чужом опыте и внедрять лучшие решения. Я люблю брейнсторминг, но многое уже придумано до нас - работа из дома, развитие онлайн-обучения, создание общих центров обслуживания, связь вознаграждения и эффективности и т. д. Поэтому лучше потратить время на качественную имплементацию.
8. Быть со всеми вежливой (никогда не знаешь, кто войдет в число 12 присяжных). Не стоит фильтровать - этот человек важен, а этот нет, с этим я буду милой, а с этим не буду. Однажды на прежней работе начальник позвонил и попросил меня подъехать к нему в центральный офис на встречу с акционером. Было плохо слышно, но я поняла, что машина ждет меня внизу и нужно торопиться. Я ехала, думала о своем, веселый водитель пытался меня разговорить, но я посоветовала ему крутить руль и оставить меня в покое. Когда приехали, выяснилось, что он и есть акционер! Потом сказала своему начальнику: «Что же ты не предупредил меня?» Он ответил: «Думал, ты его знаешь, был уверен, что ты со всеми ведешь себя вежливо и приветливо». Да, урок я запомнила. И дело не только в том, что я не знала начальство в лицо. Опыт показывает, что даже молодой и неопытный сотрудник может оказаться гением и сделать головокружительную карьеру, может уйти в другую компанию и стать твоим клиентом или оказаться сыном твоих новых знакомых, так что со всеми нужно вести себя уважительно.
9. Если надо - просить, в том числе и у тех, кто сильнее тебя. Прекрасная цитата из «Мастера и Маргариты», что сильные мира сего сами все предложат и дадут, в реальной жизни не всегда работает. Те, кто сильнее тебя, часто бывают слишком заняты, если они не предлагают тебе что-то, можно и нужно спросить самому: про карьеру, про тренинги, про развитие, даже про зарплату. Во всяком случае, лучше знать ответ, чем мучиться и не знать. Иногда ответ бывает: "Спасибо, что напомнила". Иногда: "Это возможно, но через год". Иногда: "Я об этом не думал, но подумаю". Так получила свое первое повышение. Сказала, что полностью готова к новой должности и никого не надо брать в помощь, сама справлюсь. В конечном счете каждый отвечает за себя, так что нужно использовать каждый шанс по максимуму.
10. Ставить амбициозные цели. Корабль нужно назвать красиво! Как-то мы делали один сложный проект. Работа шла со скрипом, у нас были трудности со сбором информации. Мы переживали, ругали себя и боялись, что ничего не получится. Партнер по проекту спросила, что мы будем показывать клиенту в конце недели? Мы сказали, что сделаем слайды - штук десять. Она ответила: «Так не пойдет, сделайте отчет на пятьдесят страниц. Классный. Подробный. Чтобы его читали, как увлекательную книгу». Это нас встряхнуло, задало вектор, и с того момента стали появляться новые идеи и новые данные. С тех пор часто пользовалась этим приемом: не десять, а пятьдесят, е войти в десятку, а занять первое место. Этот прием меня редко подводил.
p.s. А мой брутальный начальник считал, что есть одно универсальное, самое важное правило, которое позволяет добиться успеха. Он называл это правилом Найк, и оно гласит: Just do it! - «Просто сделай это!»