"Интерфакс" создаст рейтинг ведущих мировых и российских университетов


Группа «Интерфакс» стала победителем открытого конкурса на создание рейтинга ведущих мировых и российских университетов, который в апреле объявило Минобрнауки. Начальная цена контракта – 25 млн руб., аналитический центр компании взялся создать рейтинг за 16 млн руб., сообщило Минобрнауки.

Всего заявки на конкурс подали пять участников: пермское «Кай девелопмент», «Интерфакс», «Артвелл», «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» и МФТИ, указано в конкурсной документации, размещенной на сайте госзакупок. Но заявки «Артвелла», «Рейтингового агентства «Эксперт РА» и МФТИ комиссия отклонила из-за несоответствиях в документации.

В январе Минобрнауки утвердило критерии национального рейтинга, исходя из которых будут оцениваться вузы. Критерии делятся на четыре блока: образовательная деятельность (репутация вуза в академическом сообществе, среди работодателей и рекрутеров; соотношение числа студентов на одного преподавателя; доля преподавателей с ученой степенью; доля основных образовательных программ, прошедших аккредитацию в признаваемых на международном уровне; доля затрат на образовательный процесс от годового бюджета), научно-исследовательская (число научных публикаций в международных реферируемых журналах; цитируемость в международных системах; доля выпускников магистратуры, выпускников высшей научной квалификации; доля высокоцитируемых публикаций; участие в международных конференциях), интернационализация (доля иностранцев среди выпускников, преподавателей и студентов, а также обучающихся по совместным с зарубежными вузами программам; доля публикаций в соавторстве с зарубежными авторами), а также «дополнительные показатели» (индекс Хирша вуза, его интеллектуальная собственность, стартапы и доходы вуза от коммерциализации разработок).

Критерии Минобрнауки сильно напоминают используемые в рэнкинге QS World University Ranking (QS WUR) на страны БРИКС и бывшего СССР, говорит Алексей Чаплыгин, руководитель аналитического центра «Интерфакса». С одной стороны, автор рэнкинга компания QS имеет многолетний опыт формирования макрорегиональных рейтингов (Азии и Латинской Америки) и репутацию, с другой – ориентация на ее метод накладывает ряд ограничений (набор критериев и показателей, сложившиеся процедуры сбора и проверки данных). Впрочем, у составителей национального рейтинга есть возможность дополнить критерии – правда, не сразу, а по прошествии некоторого времени, указывает Чаплыгин. Например, оценивать результативность образовательных программ вузов или предпринимательский потенциал университетов – его не оценивает ни один из существующих рейтингов.

Создание альтернативного рэнкинга нужно для повышения конкурентоспособности российских вузов и их открытости для внешних оценок, говорится в конкурсной документации, а также для того чтобы к 2020 г. не менее пяти отечественных вузов попали в первую сотню ведущих университетов в мировом рейтинге.