Хороший голос способствует головокружительной карьере
Первым делом окружающие реагируют на голос, а уж потом на содержание речи человека, показали свежие американские исследования. Люди со звучными, эмоциональными голосами легко завоевывают симпатии и делают головокружительные карьерыСильный глубокий бас повышает шансы стать гендиректором. А визгливый или хриплый голос с ноющими интонациями раздражает окружающих. «Людей так и подмывает сказать: «А почему бы тебе наконец не заткнуться?» Но все ограничиваются намеками, боясь ранить чувства человека», – объясняет Филлис Хартман, консультант в сфере управления человеческими ресурсами из Ингомара (штат Пенсильвания).
Встретить по голосу
Аналитическая компания в сфере коммуникаций Quantified Impressions в Остине (штат Техас), проанализировав выступления 120 топ-менеджеров, выяснила: звучание голоса оратора имеет в два раза более важное значение, чем содержание его речи. Исследователи использовали для анализа специальную компьютерную программу, а также собрали отзывы 10 экспертов и 1000 обычных слушателей. На оценку тембра и звучания голоса оратора пришлось 23% оценок респондентов, а содержанием речи заинтересовались только 11%. Среди прочих факторов, вызывавших интерес у слушателей, были эмоциональность оратора, его знание темы и личное обаяние.
Люди, которые слушают в записи грубые, слабые, уставшие голоса или же голоса с придыханием, отрицательно воспринимают спикера, считая его слабым, пассивным или напряженным. Спикеры с нормальными голосами кажутся успешными, сексуальными, общительными и умными, утверждается еще в одном исследовании, опубликованном недавно в журнале Journal of Voice. «Мы запрограммированы на оценку других людей. Вы слышите чей-то голос и сразу формируете мнение о человеке», – говорит Линда Стаки, президент ClearlySpeaking, коучинговой компании в Питсбурге.
Жерар Виньюли, финансовый директор из Нью-Йорка, однажды обратился за помощью к дефектологу Джейн Латц, потому что знал, что у него есть проблемы. Он говорил слишком быстро, глотал окончания слов и использовал слова-паразиты, когда ему нужно было немного подумать. «Я говорил так сумбурно, что окружающие не понимали смысла моей речи. Латц научила меня делать смысловые паузы и обдумывать, что и как я должен дальше сказать, вместо того чтобы произносить в это время бессмысленное «угу», – признается мужчина.
Его друзья сразу заметили разницу, говорит Виньюли: «Знакомые ничего не говорили мне до того, как я начал заниматься. А потом вдруг сказали, что я действительно изменился. Мне заявляли: «Мы терпеть не могли, когда ты начинал произносить слова-паразиты». И я спросил их: «Так почему же вы не говорили мне об этом раньше?» Теперь он просит друзей внимательно прислушиваться к его речи и указывать ему тут же на ошибки, если он скатывается к прежнему стилю изложения мыслей.
Спеть начальника
Последние исследования показали, что наделенные властью мужчины, будь то гендиректора или политики, обладают более звучными, глубокими голосами. Голоса успешных женщин, напротив, мало отличаются от голосов других представительниц прекрасного пола, выяснили исследователи из Quantified Impressions в ходе сравнительного анализа голосов 10 успешных женщин с голосами 423 обычных сотрудниц. В исследовании использовались записи выступлений Индры Нуйи, гендиректора PepsiCo, Шерил Сандберг, операционного директора Facebook, и Мариссы Мейер, гендиректора Yahoo!.
Однако у женщин-лидеров все же есть свои голосовые преимущества: от других представительниц прекрасного пола они отличаются сильной «вокальной энергией», как назвали это исследователи. Это означает, что они чаще меняют громкость голоса, притягивая тем самым внимание слушателей. Их голос кажется аудитории искренним и вселяет доверие, объясняет Керри Голдбергер, аналитик и исследователь из Quantified Impressions. В целом исследователи характеризуют «вокальную энергию» как умение менять громкость, диапазон и интенсивность звучания голоса.
Правда, голоса 10 ведущих лидеров бизнеса мужского пола тоже отличаются необычайной «вокальной энергией», выяснили исследователи. Последние три президента США, Билл Клинтон, Джордж Буш и Барак Обама, выступают более энергично, чем шестеро их предшественников, сообщается в исследовании. Голос Обамы выше по тону, чем голоса других президентов, и он говорит энергичнее всех, замечает Голдбергер. Чем больше равенства между полами появляется в корпоративной и политической среде, тем больше меняются характеристики лидерства и тем больше внимания уделяется «вокальной энергии», считают исследователи.
Расслабиться и дышать
Все больше женщин обращаются сегодня к коучам с просьбой научить их красиво говорить. Женщины, недостаточно уверенные в себе или испытывающие стресс, часто разговаривают слабым или высоким голосом, что обесценивает их работу, делится своими наблюдениями Бренда Смит, коуч по подготовке презентаций и речей из Voice Power Training Services. Для того чтобы голос стал более сильным и звучным, надо научиться по-другому дышать, расслабляя шею и плечи, объясняет она.
Смит вспоминает одну свою клиентку. Женщина всегда отвечала испуганным и высоким голосом, когда босс прерывал ее работу и давал ей задание, которое она должна была немедленно выполнить.
После занятий с коучем сотрудница научилась говорить сильным и уверенным голосом. Теперь она решительно сообщала боссу, что сначала закончит предыдущее задание и только потом примется за новое. Получая отпор, шеф быстро ретировался.
Однако не всегда проблема неправильных интонаций и тона решатся так просто. В большинстве случаев окружающие избегают разговоров на эту тему, и обладатель неприятного голоса даже не подозревает о проблеме. «Говорить об этом надо в позитивном ключе. Например, можно для начала сделать комплимент и сказать: «Мне нравится, как ты разговариваешь с клиентами. Я многому научился, слушая тебя», – объясняет Хартман. Она предлагает всегда использовать формулу «Я... когда ты... потому что». К примеру, можно сказать: «Я не могу думать, когда ты громко говоришь, потому что мне сложно сосредоточиться».
Услышать кандидата
Джиллиан Флорентайн, консультант в сфере управления человеческими ресурсами из Howland Peterson Consulting в Питсбурге, советует работодателям оценивать потенциальных кандидатов по тому, как они говорят. Дело в том, что менеджеры по подбору персонала чаще всего сосредоточиваются на таких практических аспектах, как навыки и опыт работы. В результате они берут человека, чей голос раздражает коллег и клиентов.
Когда Джим Родди, президент издательства Jameson Publishing, пять лет назад проводил собеседование с потенциальным сотрудником отдела подбора персонала Джоном Дюденхоффером, он был доволен всем, кроме голоса соискателя. В конце концов Родди прервал кандидата на полуслове и сказал ему, что в издательстве работают энергичные, увлеченные своей работой люди, которым не понравится человек с тихим, едва слышным голосом.
Дюденхоффер говорит, что научился говорить тихим, вкрадчивым голосом за 20 лет работы тренером и экспертом в военной авиации. Он был удивлен, что Родди обратил внимание на его голос, но обещал исправиться. Дюденхоффер сделал над собой усилие и стал говорить на новой работе более энергично и эмоционально. Спустя некоторое время его повысили. Он стал директором по продажам.