Как топ-менеджер компании переквалифицировался в управляющего имением
Не всякий придет на собеседование, не соответствуя требованиям вакансии. Джон Вэрлей поступил именно так. Теперь он один из лучших британских управляющихНа то, чтобы решить, принимать ли новое предложение о работе, у Джона Вэрлея ушло несколько бессонных ночей. «В армии я научился спать под деревом, – вспоминает теперь 52-летний Вэрлей. – Это было не так сложно, как уснуть перед принятием такого решения. Все же мне предстояло перейти в абсолютно новый мир».
Мир и правда был совершенно новым: 39-летний Вэрлей должен был уйти с высокой должности в британской телекоммуникационной компании BT, где проработал почти 15 лет, и с молодой семьей переехать из Лондона на юго-восток Англии, где располагается имение Clinton Devon Estates. Вэрлей должен был стать управляющим имением. Получить такую должность в Великобритании кому-то кроме элитного сюрвейера (оценщик земельной или недвижимой собственности. – «Ведомости») очень сложно. Особенно если речь идет о Clinton Devon. Вэрлей лишь восьмой его управляющий с 1865 г. «Мы все – семья, владеющая имением, управляющие трастом и я – сильно рисковали», – считает Вэрлей.
Управляющий майор
Вэрлей родился в Лидсе. Он был единственным ребенком в семье. Как все дети, ходил в школу, потом поступил в университет. Прошел стажировку в Dunlop (производит автомобильные шины). Через два года перешел в маркетинговый отдел производителя офисной техники Gestetner International. В 1986 г., следуя примеру своего отца – инженера BT, он перешел в ту же компанию.
Свою работу в BT он теперь характеризует как «постоянные американские горки». В его обязанности входила разработка стратегии компании, создание новых продуктов и управление совместным предприятием с американским оператором сотовой связи AT&T, заставлявшее его разрываться между США и Великобританией. «Работа в BT была многообещающей. BT была единственной приватизированной текоммуникационной компанией, – рассказывает Вэрлей. – В 28 лет у меня уже был рекламный бюджет на сумму 35 млн фунтов и BT отправляла меня на тренинги в разные страны». Одним из главных достижений Вэрлея стала разработка проекта, полностью изменившего способ предоставления данных. «Это был взрыв, который ознаменовал крах традиционных взаимоотношений между мобильными операторами в 1990-х гг.», – вспоминает он.
Работа с AT&T дала ему возможность понять на практике, как функционирует совет директоров и как совершаются сделки. Вэрлею пришлось задуматься о том, хочет ли он стать частью этого мира. В итоге он решил, что никогда не станет гендиректором BT.
В то же время он двигался по карьерной лестнице в территориальной армии Великобритании (резервный компонент британской армии, набирается на добровольной основе, служба совместима с обычной жизнью, так как сборы проходят примерно раз в год. – «Ведомости»), в которой прослужил 22 года и стал майором. «Армия дала мне уверенность в себе, навыки лидерства и научила мотивировать людей. Она сделала меня», – уверен Вэрлей. Служба в армии стала судьбоносной для Вэрлея: сослуживец принес ему вырезку из газеты с вакансией в Clinton Devon.
Угодить двум поколениям
Первостепенная задача Вэрлея заключалась в том, чтобы сделать имение более привлекательным для клиентов, наметить точки развития и разработать планы на будущее.
Ему пришлось научиться планировать жизнь имения так, чтобы угодить сразу двум поколениям семьи с их разными характерами. «Нам нужно зарабатывать деньги и одновременно думать о том, что мы оставим. Моя способность смотреть на жизнь в долгосрочной перспективе влияет на все, что я делаю. Теперь у меня есть целая теория управления имением», – говорит Вэрлей.
Заняв в 2000 г. эту должность, он пришел в малодоходный бизнес, деятельность которого в то же время была сосредоточена на рискованных проектах, таких как продажа тракторов, садовой техники и мебели. Вэрлей решил отойти от торговли и сконцентрироваться на недвижимости и земле. Это в итоге позволило Вэрлею удвоить чистую прибыль.
Построить наследие
Благодаря работе в Clinton Devon Вэрлей осознал роль государства в сельском хозяйстве и понял, что некоторые решения «просто безумны». В BT он с таким не сталкивался. С тех пор Вэрлею пришлось стать бюрократом – членом многих государственных организаций, в том числе и агентства по вопросам защиты окружающей среды.
Одна из самых больших сложностей в управлении имением – его трастовая структура (в нее входит 30 учредителей). Это сильно снижает темпы роста капитала: из-за такой структуры по большему количеству операций приходится платить налог в 50%. Более того, доверительный управляющий не имеет права увеличивать капитал через допэмиссию акций.
Чтобы достичь успеха, необходимо сосредоточиться как на внутренних, так и на внешних аспектах деятельности организации, считает Вэрлей. Важно иметь широкое профессиональное мировоззрение и разрабатывать стратегию развития, не забывая о мелких деталях. Также нужно постоянно искать возможности развития и предугадывать появление угроз для бизнеса.
Согласно десятилетнему плану развития поместья Вэрлею предстоит еще раз удвоить его чистую прибыль. Также Вэрлей наметил реконструкцию бизнес-парка Liverton, включающую постройку 500 зданий за пять лет. «Каждое из этих зданий будет стоять 150–200 лет, – говорит он. – Мы строим наследие. Это огромная ответственность».