Как африканские мультипликаторы покорили Америку
Анимационная студия Triggerfish из ЮАР воплотила в жизнь американскую мечту: ей удалось заслужить признание в Голливуде, создавая мультфильмы про АфрикуНе знали, как потратить. $20
млн (стоило производство «Замбезии») по анимационным меркам смешная сумма (обычно подобные проекты обходятся приблизительно в $150 млн). «Мы были неопытны, действовали по наитию. Просто не понимали, как можно потратить больше денег», – улыбается Форрест.
«Я слишком нервный, чтобы разговаривать с Лиамом Нисоном, – машет руками Стюарт Форрест, гендиректор африканской анимационной студии Triggerfish. – Мне все кажется, что он на меня накричит. Вчера мы записывали его голос для озвучки «Кумбы», он был не в настроении. Но обошлось».
В Африке не так много бизнесменов, которые, рассказывая о своей работе, могут упомянуть имя голливудской звезды. Форрест – один из них. «Кумба» – второй крупный проект Triggerfish, первый, «Замбезия», открыл студии дорогу в Голливуд.
Недавно мультфильм «Замбезия» – история юного соколенка, мечтавшего спасти Замбезию, где все виды птиц мирно сосуществуют, – был дважды номинирован на премию Энни: это аналог «Оскара» в анимации. Мультфильм ничего не выиграл. Зато маленькая анимационная студия из Африки всерьез посоревновалась с Disney и DreamWorks. «Это была первая поездка в Лос-Анджелес, – рассказывает Форрест, – обычно я чувствую себя неловко, когда приезжаю в этот город. Здесь сотни людей пытаются прорваться в индустрию анимации, а мы как будто взяли и прошмыгнули через заднюю дверь: ведь в Африке нам по умолчанию не с кем соревноваться».
Triggerfish обитает на ферме в пригороде Кейптауна. Дресс-код – майки, шорты, джинсы. Здесь, под соломенной крышей, работают около 40 сотрудников (а в активные периоды жизни студии их бывает до сотни), и здесь родились «Кумба» и «Замбезия» и еще несколько десятков мелких анимационных проектов. Но прежде признания Triggerfish пришлось пережить трудные времена.
С детства Форрест увлекался анимацией. Она оставалась на уровне хобби, пока он изучал изобразительное искусство и даже когда основал компьютерную фирму. Но в 2001 г. Форрест выиграл конкурс на производство рекламного ролика. И устроился в Triggerfish младшим аниматором. Тогда основным проектом студии было производство «Улицы Сезам» для местного телеканала. Спустя два года Форрест и соинвестор Джеймс Миддлтон стали партнерами компании (их инвестиции составили $50 000). Через год основатели студии покинули Triggerfish, и Форрест занял кресло гендиректора. «Я стал получать намного меньше, но идея показалась мне интересной, и я стал владельцем остальной части компании», – вспоминает он. К несчастью, «Улица Сезам» стала приносить меньше дохода, а кредиты от родных (матери и брата) и банка вылились в итоге в огромный долг. Тогда Форресту пришлось работать прямо у себя дома (на той самой ферме). Он был единственным сотрудником Triggerfish. Чтобы сводить концы с концами, приходилось делать проекты для других студий.
Светлая полоса в истории Triggerfish началась в 2006 г., когда состоятельная американская семья, проживающая в ЮАР, попросила Форреста создать короткометражку, а он рассмотрел в проекте возможности полнометражной картины. Так родилась «Замбезия». Финансирование обеспечили государственные южно-африканские Industrial Development Corporation и National Film and Video Foundation и даже частные американские 120dB Films, Cinema Management Group и Wonderful Works (руководители последней – семья, заказавшая короткометражку). Создание мультфильма началось в 2009 г. К тому времени у студии появилось еще два партнера – Энтони Силверстон и Майк Баклэнд (оба миноритарии). «Замбезия» вышла в мировой прокат в 2012 г. Особенным успехом картина пользовалась в развивающихся странах (по данным сайта kinopoisk.ru, мировые сборы составили $18 млн, российские – $5,3 млн. – «Ведомости»).
Новое творение Triggerfish – мультфильм «Кумба» выйдет в прокат в июле 2013 г. Форрест ожидает, что он станет как минимум вдвое успешнее. Планы на будущее у Форреста амбициозные: он собирается создать еще не менее пяти полнометражных анимационных фильмов. Для этого он планирует привлечь $55 млн – сама Triggerfish прибыли пока не приносит. Студия заработала пока что $9,3 млн. Но Форрест не унывает. «Африка – это золотая жила, учитывая, как быстро развиваются технологии», – уверен он.