Вознаграждение американских гендиректоров все чаще зависит от достигнутых результатов

Динамика вознаграждения гендиректоров теперь в большинстве случаев близка к динамике доходов акционеров, а размер годового бонуса зависит от финансовых показателей компании
K.Coombs
K.Coombs / REUTERS

Вознаграждение генеральных директоров американских компаний теперь более чем на половину зависит от достигнутых результатов, подсчитали специалисты консалтинговой компании Hay Group совместно с The Wall Street Journal. В 2009 г. доходы гендиректоров были привязаны к результатам лишь чуть больше, чем на треть (35%).

Дело в том, что акционеры американских компаний все чаще получают право голоса при определении размеров выплат топ-менеджерам и все более активно пользуются этим правом. Результаты голосований акционеров пока не обязательны для исполнения, но опасения получить негативный результат заставили комитеты по вознаграждениями советов директоров более тщательно относиться к выполнению своих обязанностей, утверждают эксперты. По статистике, до сих пор лишь в 5% случаев предложенные схемы вознаграждения менеджмента не получили одобрения акционеров. Но и сами схемы заметно изменились, утверждают эксперты.

«Инвесторы могут влиять на размер выплат менеджменту как никогда раньше», – утверждает Дэвид Вайз, вице-президент Hay Group.

В исследовании оценивались 50 компаний, представивших годовые отчеты после 1 мая 2012 г. (годовая выручка каждой из этих компаний – более $6,7 млрд). В 40 из них, где гендиректор занимал пост не менее двух лет, его вознаграждение в прошлом году в большей мере отражало результаты компании. По расчетам Hay Group, в этих 40 компаниях динамика суммарного вознаграждения гендиректоров оказалась близка к динамике показателя TSR (суммарный доход акционеров, складывающийся из изменения стоимости акций и выплаченных дивидендов), а размер годового бонуса зависел от показателя чистой прибыли. В 2012 г. суммарные выплаты гендиректору в среднем увеличились на 6,9%, суммарный же доход акционеров – на 7,6%. Чистая прибыль 40 компаний сократилась на 3,9%, ежегодный бонус их гендиректоров уменьшился в среднем на 7,6%.

Например, по итогам 2012 финансового года, завершившегося 30 сентября 2012 г., компания Air Products & Chemicals не выполнила поставленных целей (прирост прибыли на 9%), в результате денежный бонус ее гендиректора Джозефа Макглейда сократился с $2,5 млн до $898 000, а общая сумма выплат по итогам года снизилась на 19% до $9,1 млн.

Чистая прибыль Smithfield Foods за финансовый год, закончившийся 29 апреля 2012 г., снизилась на 31%, капитализация упала, показатель TSR оказался отрицательным – минус 11%. И гендиректор почувствовал это на собственной шкуре. Его суммарный доход уменьшился на 31% до $12,9 млн, а денежный бонус – на 64% до $4,7 млн.

Тенденция выходит далеко за рамки списка компаний, исследованных Hay и WSJ. По данным консультантов Farient Advisors, в 64% компаний, входящих в индекс S&P 1500 (включает компании большой, средней и малой капитализации, на которые приходится около 90% совокупной капитализации фондового рынка США), в 2011 г. компоненты долгосрочного вознаграждения напрямую зависели от финансовых результатов. В 2002 г. таких компаний было всего 20%.

На прошлой неделе Johnson & Johnson объявила о сокращении бонусов топ-менеджменту за 2012 г. на 10% из-за «смешанных» результатов компании. Nabors Industries пересмотрела условия контракта с гендиректором, исключив высокие бонусы и компенсации при увольнении.

Три четверти годового бонуса Майкла Сплинтера, гендиректора Applied Materials, пришлось на ценные бумаги: компания зарезервировала для него 575 000 акций стоимостью $6,7 млн. Но получить эти акции Сплинтер сможет, только если норма прибыли компании и доходы акционеров будут превосходить аналогичные показатели конкурентов до 2015 г. В прошлом году достичь этого не удалось, и Сплинтер не получил акций. У него есть еще три попытки, но даже в случае успеха продать акции он сможет не раньше, чем через три года после их получения. Aecom Technology пошла еще дальше: ее гендиректор Джон Дионисио был вынужден вернуть бонус, полученный по итогам 2011 г., потому что в 2012 г. компания понесла убытки.

Перевела Надежда Дмитриенко