Как швейцарский гендиректор добился референдума об ограничении вознаграждений топ-менеджеров
В это воскресенье швейцарцы получат один из самых жестких в мире инструментов контроля за вознаграждениями менеджеров, если поддержат инициативу Томаса Миндера, руководителя семейной компании TrybolВ это воскресенье в Швейцарии пройдет референдум по вопросу об ограничении вознаграждений руководителям компаний. Вынесенный на плебисцит законопроект дает акционерам право простым большинством голосов накладывать вето на выплату топ-менеджерам высоких зарплат, бонусов и компенсаций при увольнении.
Как ни удивительно, инициатор подобной меры – сам руководитель компании. Правда, некрупной. Томасу Миндеру 52 года, он получил степень MBA в Фордхэмском университете и на протяжении 23 лет руководил семейной компанией Trybol, поставляющей зубную пасту и гигиенические средства. С декабря 2011 г. он также является беспартийным членом швейцарского парламента.
Миндер любит классическую музыку и природу, он член Greenpeace и движения «хранителей рек» Всемирного фонда дикой природы.
Его «крестовый поход» против необоснованно высоких выплат руководителям компаний начался в 2001 г., и с тех пор он вступил в конфликт не с одним из ведущих топ-менеджеров в стране.
В октябре 2001 г. обремененная долгами авиакомпания Swissair оказалась на грани банкротства и отказалась исполнять контракт с Trybol на $500 000, после того как банк отказал ей в финансировании. Lufthansa впоследствии купила Swissair, и Миндеру удалось убедить нового собственника выполнить обязательства по контракту. Тем не менее он был в ярости, когда Марио Корти, временный гендиректор Swissair, получил $13 млн, несмотря на то что не смог предотвратить продажу авиакомпании. С этого эпизода и началась история борьбы Миндера за качество корпоративного управления в швейцарских компаниях.
В 2008 г. этого почтенного седеющего бизнесмена выгнали с собрания акционеров банка UBS, после того как он стал выступать с протестами, когда тогдашний председатель совета директоров Марсель Оспель зачитывал свой доклад. Швейцарские стандарты корпоративного управления нарушаются, а топ-менеджеры получают завышенную зарплату и бонусы, заявлял тогда Миндер.
Оспель покинул UBS после того, как в результате краха на рынке ипотечных облигаций банк списал активы на $50 млрд. А Миндер провел сбор подписей в поддержку своей инициативы борьбы с «денежными мешками». Для проведения национального референдума в Швейцарии необходимо 100 000 подписей, и Миндер их получил.
Референдум пройдет 3 марта. Миндер настолько привержен своему детищу, что включил в законопроект формулировку о внесении его в конституцию страны, если он будет принят.
Против инициативы Миндера выступает швейцарская бизнес-элита во главе с лоббистской группой Economiesuisse. Противники бизнесмена потратили 8 млн швейцарских франков (примерно $8,6 млн) на кампанию по убеждению граждан страны в том, что предложения Миндера опасны для швейцарского рынка труда, что местным компаниям будет сложно привлекать высококвалифицированных руководителей и что на референдуме следует голосовать против его инициативы.
Миндер и его сторонники располагали бюджетом всего в 500 000 франков (около $540 000).
Опросы общественного мнения, проведенные в феврале, свидетельствуют о поддержке населением страны инициативы Миндера. По данным исследовательского центра gfs.bern, опубликованным на прошлой неделе, за высказались 64%, против - 27%. Isopublic 17 февраля опубликовал цифры 57% и 37% соответственно.
Борьба Миндера не ограничивается выплатами топ-менеджерам. Он также ведет кампанию против отмывания денег, особенно правительственными чиновниками.
Перевела Надежда Дмитриенко