Сбор рационализаторских предложений сотрудников повышает вовлеченность персонала

Как компании поощряют творческие инициативы работников
E.Terakopian
E.Terakopian / EMPICS/ИТАР-ТАСС

Два года назад, благодаря системе по сбору идей сотрудников, во всех магазинах X5 Retail Group заработала программа «За качество отвечаем», в рамках которой покупателю, нашедшему на полке просроченный товар, администрация магазина обязана подарить такой же за свой счет. Точно так же, благодаря идее одного из сотрудников, в магазинах сети была запущена программа «За ценники отвечаем!»: если на кассе выясняется, что реальная цена на товар отличается от той, что стоит на ценнике, покупателю возвращается разница. Специальные «красные кнопки» на кассовых узлах магазинов «Пятерочка» тоже были придуманы сотрудниками X5. Устройства помогают бороться с очередями: теперь, если кассир видит, что очередь выросла до 4-5 человек, он нажимает кнопку и вызывает на соседнюю пустующую кассу любого свободного продавца.

Идеи на миллиард

44. миллиона долларов принесли компании МТС рационализаторские идеи сотрудников, поданные начиная с 2008 г.

Как Ford стимулирует креатив

Американский автомобилестроитель Ford решил поспособствовать росту креатива среди сотрудников, предлагая им бесплатное трехмесячное членство в TechShop – сети воркшопов, оборудованных по последнему слову техники. В Детройте, на территории концерна, TechShop открылся в начале 2012 г. К маю число заявок на патенты от сотрудников Ford выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сотрудники могут работать там днем и ночью над любыми проектами. Но если изобретения связаны с автомобилестроением, они могут быть запатентованы, их авторы будут получать отчисления от Ford.

Системы созданы

Суть систем по сбору рационализаторских предложений заключается в том, что сотрудник, у которого возникает идея, сообщает о ней ответственному лицу. Предложение может касаться любого аспекта функционирования предприятия — от изменения в технологии производства до обустройства офиса. Идея изучается специальной комиссией. Если ее сочтут интересной и полезной, она воплощается в жизнь, а ее автор получает материальное или нематериальное вознаграждение.

«Иностранные компании уже давно используют идеи сотрудников для развития бизнеса. Теперь и российские игроки не отстают», — рассказывает Мария Дворман, директор по персоналу рекрутинговой компании Adecco Group Russia.

Сбор рационализаторских предложений ведут РЖД, Сбербанк, «Балтика», ТНК-BP, «Холдинг МРСК», ЧТПЗ, некоторые подразделения банка ВТБ, X5 Retail Group, Softline, МТС, ДВФУ и другие компании.

Удержание и выгода

«Две основные цели, которые преследуют организации, начав собирать идеи, — это получение экономической выгоды от их реализации и дополнительная мотивация собственных сотрудников», — говорит Павел Безручко, генеральный директор «Экопси консалтинга».

Прибыль от внедрения идей сотрудников может исчисляться как сотнями тысяч рублей, так и миллиардами. Но особенно значительный экономический эффект, как правило, получают производственные предприятия.

Программа непрерывных улучшений в Рязанской нефтеперерабатывающей компании (РНПК, входит в группу ТНК-ВР) принесла ей более $80 млн только за 2012 г. ($125 млн в целом по ТНК-ВР). Таков совокупный эффект от реализации 15 рационализаторских предложений сотрудников, еще 12 находятся в работе. Всего в 2012 г. сотрудники РНПК выдвинули более 100 идей, а общий эффект от программы непрерывных улучшений в компании, действующей с 2010 г., превысил $250 млн, по данным компании.

На предприятиях Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) за 2012 г. было реализовано еще больше идей — более 1500, или около 90% от числа предложенных. Экономический эффект от их внедрения составил около 400 млн руб. (более $13 млн). Среди наиболее значимых предложений создание алгоритма настройки муфтонарезных станков в финишном центре по производству и обработке труб нефтяного сортамента, что снизило процент брака продукции до минимального, а также замена марки экспандерного масла в цехе «Высота 239» ЧТПЗ, позволившая экономить 1,4 млн руб. ежемесячно, рассказала Эвелина Григорьева, заместитель генерального директора компании.

Еще одна цель программ по работе с внутренней инициативой — правда, как правило, в меньшей степени — привлечение и удержание сотрудников-инноваторов, но это тоже работает, причем бывает, что и с экономическим эффектом, добавляет Павел Безручко.

Классический пример — система привлечения новаторских инициатив «Фабрика идей» компании МТС. С 2008 г., момента запуска проекта, сотрудники инициировали более 13 000 предложений, из них внедрено более 1000. Программа агитирует IT-специалистов МТС создавать разработки и продавать их ей же, а не вендорам или другим компаниям, что, по сути, делает ее инструментом привлечения и удержания квалифицированного персонала. Среди реализованных на «Фабрике идей» предложений около 45% приходится на технические решения и IT-разработки. Всего с 2008 г. компания заработала на программе более $44 млн.

Это мотивация

По словам Марии Дворман, собирать предложения сотрудников выгодно в финансовом плане и при этом не стоит компаниям практически ничего.

В X5 Retail Group победители конкурсов по сбору идей для названий собственных торговых марок творожных десертов (им стало название «Белиссимо») и варенья и джемов («Варенька»), по словам Владимир Русанова, и. о. начальника управления по связям с общественностью компании, получили наборы роскошных конфет или коробку десертов.

В Softline принятая к реализации идея награждается подарочным сертификатом на приобретение товара или услуги. Если же предложение приносит прямой экономический эффект, то автору вручаются часы с логотипом компании, рассказывает Дмитрий Ширшов, директор по качеству Softline.

В РНПК выплаты разбиваются на три этапа: до 5000 руб. сотрудник получает за подачу идеи, до 15 000 руб. — за утверждение проекта, а за реализацию и фактический экономический эффект — до 100 000 руб. либо 2-10% от полученного эффекта.

Разработана система материального стимулирования инноваторов и в МТС, авторы лучших решений получают денежную премию (пропорции компания не называет), а компания — патент на разработки и возможность их первоочередной реализации, поясняет Надежда Сиренко, директор департамента систем мотивации и организационного планирования МТС.

Казалось бы, и в других производственных компаниях, как правило рекордсменах по экономическому эффекту от внедрения идей сотрудников, должна быть четко разработанная система материального стимулирования рационализаторов, но в ЧТПЗ они чаще всего денег не получают, отмечает Эвелина Григорьева. «В цехах белой металлургии люди ценят саму причастность к процессу, там зарплата на 10-15% выше среднеотраслевой и рацпредложения — неотделимая часть производственного процесса», — уверена Григорьева.

Четкую систему по выплате премий создать сложно, оправдывает компании Безручко. «Все дело в том, что оценить полезность предложения сотрудника сложно, — объясняет он. — Если даже речь идет об идее, предполагающей получение какого-то экономического эффекта, при расчете размера вознаграждения сотрудника не ясно, что брать за основу — эффект доказанный или эффект полученный, причем последний порой можно увидеть лишь спустя несколько лет, а возможно, его вообще не будет».

«Значительная часть предложений вообще не может быть оценена монетарно, — считает Ширшов. — Это такие изменения, которые делают работу более легкой, приятной, что в конечном счете все равно позволяет повысить ее результативность. Кроме того, сотрудники получают признание, о них пишут в корпоративных СМИ, они получают грамоты и ценные подарки лично от топ-менеджеров».

Сложности копирования

По мнению Дворман, любые компании заинтересованы в рационализаторах у себя, другое дело — что создать для них среду непросто. «Работа с идеями требует больших временных затрат как HR-специалистов — на создание постоянной системы внутренних коммуникаций, так и руководителей всевозможных отделов — на изучение предложений и возможности претворить их в жизнь», — объясняет она. Другая проблема заключается в российском менталитете, продолжает Дворман: «Российские сотрудники боятся отличаться от своих коллег, боятся потерять уважение начальства, если идея будет отвергнута. Создать условия, при которых инициатива будет казаться естественной, чрезвычайно сложно, и этого невозможно достичь бюрократическими методами».

«Когда мы задумались о том, чтобы начать собирать предложения на постоянной основе, самым сложным для нас оказалось разработать систему мотивации для сотрудников, которая была бы адекватной и справедливой. Это невероятно трудно, потому что мгновенно оценить тот эффект, который принесет реализация идей, подчас невозможно, — делится опытом Ольга Щур, глава отдела корпоративных коммуникаций компании ABBYY. — К тому же разным людям требуется разная мотивация. Кому-то важнее деньги, а для топ-менеджера правильнее будет выбрать нематериальную мотивацию».

Как-то в ABBYY проводился конкурс на лучшее название нового продукта. Призом был модный гаджет. Сотрудники предложили множество вариантов, но ни один не был выбран. «Но мы все равно должны были вручить кому-то приз. Решили наградить человека за самое оригинальное название. Нельзя сказать, что конкурс оказался бесполезным: мы показали сотрудникам, что их мнение для нас важно», — рассуждает Ольга Щур.

Тем не менее, столкнувшись с этими сложностями, ABBYY не стала делать такие проекты на постоянной основе — идеи сотрудников рассматриваются по мере поступления. Чаще всего они предлагают идеи для повышения качества жизни в офисе. «Такие предложения мы оперативно рассматриваем и реализуем, а их авторов благодарим на корпоративном форуме либо вручаем корпоративный сувенир или другой небольшой подарок — но совершенно точно не деньги, — говорит Ольга Щур. — Потому что любое положительное нововведение в офисе само по себе является поощрением».

Эта публикация основана на статье «Работать за идею» из газеты «Ведомости» от 27.02.2013, №33 (3295).