Можно ли заработать на детском труде
Мария Иванова пытается выстроить бизнес в сфере образования: у проекта «Булки не растут на деревьях» есть успешные аналоги в миреПервый раз в детской теме Мария Иванова отметилась еще в 2005 г. — создала частный детский сад. «Но когда моя дочь подросла, я вышла из проекта», — вспоминает она. Позже Иванова открыла небольшое агентство AdComm маркетинга в интернете и социальных сетях. Проект «Булки не растут на деревьях» стартовал в августе 2011 г. «Это курсы обучения профессиям, которыми можно зарабатывать на жизнь», — объясняет Иванова. Преподавателями должны были стать действующие архитекторы, кулинары, дизайнеры, мастера своего дела, которые умеют работать с детьми.
«Кидзания» наступает
Тематические парки «Кидзания», в которых дети играют в профессии, открылись уже в 16 странах и располагаются в крупных торговых центрах. Франшизу для открытия парка в России купила компания «Монекс трейдинг парк».
Иванова ходила на мероприятия для предпринимателей, выступала с презентациями. «Один представитель инвестиционного фонда сказал, что моя идея не скоро окупится и вообще непонятно, в чем монетизация, — уточняет она. — Педагоги из частных школ уверяли, что подход к образованию как к услуге неправильный». Но скепсис окружающих подзадоривал Иванову. На одном из таких мероприятий она нашла людей для команды.
Участие в выставках и страничка в социальной сети Facebook помогли найти первых клиентов. В первый сезон «Булки» набрали курс для модельеров из 16 человек. «Поняли, что спрос есть», — говорит Иванова.
Осенью 2012 г. решили набрать 12 курсов — режиссуры, актерского мастерства, фотографии, архитектуры и проч. Нашли преподавателей с авторскими методиками. «Выбирая профессии, мы учитывали, смогут ли они заинтересовать детей 7-14 лет и их родителей», — замечает Иванова. Но в каждую группу набралось меньше 10 детей, и начинать занятия в таком составе было экономически неоправданно. «Мы поняли, что замахнулись на слишком большой список профессий и не смогли освоить его», — признает Иванова. Открыли только два курса. Сейчас у «Булок» их уже пять, в каждой группе занимается не менее 15 детей. Программа состоит из 10-15 занятий раз в неделю по выходным. Дети делают проекты — например, проектируют здания, создают макеты городов, проходя весь путь от чертежей до защиты проекта.
«Подобных проектов в России больше нет, — убеждена Мария Косенкова, руководитель Startup Women. — А жаль, ведь наши дети часто не понимают, кем хотят быть». Большинство детских центров в Москве нацелены на маленьких детей. Есть проекты и с погружением в профессию, но их трудно назвать бизнесом. Например, при Политехническом музее с 2009 г. работает детский центр автомобильного дизайна, которым руководит сотрудник музея Сергей Рыков.
Одна из самых затратных статей в таком бизнесе — расходы на аренду, объясняет Иванова. И поначалу у «Булок» вообще не было средств, чтобы снять подходящее помещение. В первый сезон занятия проводились в кофейне «Старбакс» на Покровке. Позже обосновались на Арбате: приютил Фонд защиты детства. Осенью 2012 г. «Булки» переехали на территорию ДК «ЗиЛ». «Поскольку курсы проводятся периодически, с перерывами в несколько месяцев, регулярную аренду офиса мы не потянем», — замечает Иванова. Целевая аудитория «Булок» — средний класс. Они задумываются о профориентации детей, но не готовы платить за одно занятие больше 1000 руб.
Сейчас Иванова активно ищет новые формы работы, которые бы позволили «Булкам» масштабировать бизнес: «Думаем о лицензировании методик, продаже франшизы, разработке онлайн-технологий».
В других странах развлекательно-образовательные центры с похожей тематикой существуют давно, замечает Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. Хавьер Лопес Анкона в 1999 г. открыл в Мехико тематический парк «Кидзания», который неожиданно стал мегапопулярен. Парк напоминает город, в котором есть больница, кафе, банки, пожарная часть, аэропорт, почта, — там работают дети и даже получают зарплату в местной валюте, кидзосах. Первый парк быстро окупился и начал приносить прибыль за счет привлечения компаний-спонсоров, которые открыли в «Кидзании» офисы: ресторан McDonald's, авиакомпания Emirates, филиал банка HSBC и др. Именно в сотрудничестве с корпоративными заказчиками можно найти новую точку роста для «Булок», считает Цицулина.
ГК «Эспро» в мае 2013 г. планирует открыть тематический парк под брендом «Мастерславль» в башне Evolution Tower в «Москва-сити». Идея заняться ранней профориентацией детей родилась после того, как в компании столкнулись с жестким дефицитом кадров. «Мы поняли, что не можем найти электриков, строителей и других квалифицированных рабочих», — рассказал Виталий Сурвилло, председатель совета директоров «Эспро». Планируется, что в «Мастерславле» будет работать 60 мастерских, а сам парк будет похож на провинциальный российский город. Акцент собираются сделать на современные профессии, но популяризация вымирающих профессий вроде водопроводчика, библиотекаря, шахтера, геолога тоже предусмотрена. В «Эспро» надеются, что парк заинтересует спонсоров. Например, сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве со Сбербанком.
Эта публикация основана на статье «Как звать постороннего» из газеты «Ведомости» от 08.02.2013, №20 (3282).