Советы консультанта: Красота бизнеса стала источником нового драйва и вывела его из депрессии


Самое значительное явление в российском бизнесе 2012 г. – принятие факта, что былого роста нет и уже не будет и потому можно выходить из депрессии. С 1998-го по 2008-й рост в 30–50–100% в год был абсолютно реален. Стратегии делались исходя из предпосылки, что так будет вечно. И это становилось источником драйва. К кризисам Россия привыкла, и потому 2008 год был до боли знаком и дал возможность вспомнить былой энтузиазм антикризисного менеджмента.

Депрессия началась в 2010 г., когда неуверенное восстановление рынков раскрыло перспективу десятилетий стагнации. Поток денег для инвестиций оскудел, выход в другие страны стал трудным и медленным, рентабельность упала, IPO для большинства компаний приняло характер маниловщины (а значит, перестали работать и опционы) – рост на 5–7% уже считается хорошим, а рост на 10% является пределом мечтаний. Кризис преодолен, а мечта ушла – значит, нет энергетики, бизнесменам стало скучно, они начали уходить с работы не в 11 ночи, а в 7 вечера, чтобы поехать танцевать танго.

Депрессия продолжалась в 2010 и 2011 гг., а в 2012 г. закончилась. Организм здорового человека (как и организм здоровой организации) не может печалиться слишком долго.

Еще в 2011 г. возникла и стала завоевывать популярность идея облагодетельствовать сотрудников. Компании в несколько раз чаще стали проводить опросы вовлеченности персонала, запускать проекты, направленные на создание привлекательной корпоративной культуры. Раньше мы мобилизовывали коллектив вокруг идеи «порвать конкурентов», теперь же люди начинают ценить организацию потому, что она вовлекает их в помощь детдомам. Все большее распространение получают проекты «команд оптимизации»: мы учим сотрудников бережливому производству, а они сами оптимизируют бизнес-процессы.

А какие красивые были сделаны проекты по созданию корпоративной социальной сети! Я знаю такой случай: компания начала развивать внутреннюю социальную сеть, сотрудник написал в сети неудобный вопрос, HR-менеджер попросил его этот вопрос убрать. Сотрудник убрал. Оказалось, однако, что вопрос уже заметил президент компании. Узнав про цензуру, президент устроил публичную порку HR-директору, добился, чтобы вопрос вернулся в сеть, ответил на него и публично заявил, что неудобных вопросов не бывает. С этого дня корпоративная социальная сеть стала всерьез популярна.

Не менее красивые появились в 2012 г. обучающие программы. Да, учатся уже не 1000, а 30 человек – но зато как учатся! А что делается в HR-сфере? От проектов невиданного масштаба компании перешли к внедрению изящных и остроумных технологий. Знаете, какое словосочетание вошло в моду в российской бизнес-среде? «Секси и фанки». Оно стало высшей похвалой, заменив собой былое «амбициозно и глобально». Красота бизнеса стала источником нового драйва и вывела бизнес из депрессии.

Орда, захватывающая мир, безобразна. Красив Андрей Рублев, затворившийся в монастыре. Орда исчезла – иконы остались. Может быть, тенденция сделать бизнес красивым станет поистине стратегической?.