Как закупка старых самолетов сделала Delta Air Lines лидером американского рынка

Американская авиакомпания Delta Air Lines едва не разорилась в середине 2000-х гг. из-за неправильной системы управления доходами и расходами. Выжить ей помогла полная реорганизация финансовых операций и, как ни странно, закупка старых самолетов, которые не используют другие авиакомпании. Новая стратегия вывела Delta Air Lines в лидеры американского рынка авиаперевозчиков
D.Morris
D.Morris / Bloomberg

Авиалайнер, припаркованный в ангаре, выглядит как новенький: краска на корпусе блестит, 160 голубых кожаных кресел сияют чистотой, а в салоне пахнет так, словно самолет только что сошел с конвейера. Это воздушное судно купила недавно у китайской China Southern Airlines американская авиакомпания Delta Air Lines, но на самом деле оно не новое. Двухдвигательному McDonnell Douglas MD-90 уже 13 лет.

Delta Air Lines приобрела 49 самолетов этой модели у других крупных авиакомпаний по всему миру. Те охотно продали старые авиалайнеры, так как хотели избавиться от моделей, которые были сняты с производства еще в 2001 г. после слияния McDonell Douglas с Boeing. Delta Air Lines отремонтировала капитально все купленные самолеты, и теперь те снова готовы к полетам.

Обыграть конкурентов

Большинство крупных авиаперевозчиков предпочитают закупать новые авиалайнеры, так как они оснащены новыми техническими приспособлениями и более экономны с точки зрения расхода горючего. Но Delta Air Lines, один из старейших авиаперевозчиков Америки, поступает не так, как конкуренты.

Еще один неожиданный шаг авиакомпании – покупка нефтеперерабатывающего завода с целью снизить свои самые большие и подверженные постоянным колебаниям операционные расходы – затраты на авиационное топливо. Кроме того, Delta Air Lines содержит огромный авиаремонтный завод, где ремонтирует не только собственные самолеты, но и воздушные суда сторонних заказчиков. И это в то время, когда другие авиакомпании сократили подобные подразделения или вообще вывели их из бизнеса.

Последнее отличие Delta Air Lines от конкурентов в том, что ее работники не состоят в отраслевых профсоюзах, что позволяет компании проводить более гибкую политику в отношении персонала. Хотя большинство ее сотрудников получает зарплаты выше средних по рынку.

На чем экономят

В Delta Air Lines политика снижения затрат подняла на щит активы, с которыми большинство авиакомпаний работать не хочет, – старые самолеты. Специалисты по авиабезопасности раньше настороженно относились к старым авиалайнерам. Но теперь говорят, что если воздушные суда вовремя ремонтировать и хорошо за ними следить, то они будут лететь не хуже новых.

Delta Air Lines утверждает, что сэкономила $1 млрд на покупке самолетов MD-90. Хотя все выгоды от покупки могут испариться – если цены на топливо подскочат, самолеты окажутся дорогостоящими в содержании или возникнут проблемы с безопасностью полетов. Но это лишь возможные сценарии развития событий. А сейчас Delta Air Lines использует сэкономленные средства для выплаты долгов, вложения в новые терминалы, повышения комфортабельности салонов своих самолетов и оснащения их WiFi.

Компания третий год подряд получает прибыль и собирается к 2013 г. сократить сумму своего долга до $10 млрд (в 2009 г. эта сумма составляла $17 млрд). В 2005 г. Delta Air Lines подала заявление в суд о защите от кредиторов в соответствии с главой 11 закона США о банкротстве (согласно главе должник продолжает владеть имуществом и вести любую деятельность, но обязан представить на рассмотрение кредиторам план реорганизации предприятия, который утверждается судом).

В те годы компания переживала проблемы, характерные тогда для всех американских авиаперевозчиков. В стране было слишком много авиакомпаний и слишком много самолетов. Крупные перевозчики теряли свои позиции из-за высоких цен и низкой производительности труда, а небольшие дешевые авиакомпании росли быстро и переманивали клиентов на внутреннем рынке. Цены на топливо тоже росли.

Меры по реорганизации Delta Air Lines, проведенные согласно постановлению суда, легли тяжким грузом на плечи ее работников. Компания, к примеру, отказалась от формирования и оплаты пенсионного плана для своих пилотов, передав это американскому государственному агентству по страхованию пенсий Pension Benefit Guaranty. Вышедшие в отставку пилоты стали получать меньшие пенсии. Зато благодаря подобным мерам компания сократила на $2 млрд ежегодные расходы и расширила карту международных полетов. Она смогла также противостоять попыткам поглощения со стороны US Airways Group.

Пришел спаситель

В 2007 г. Delta Air Lines отказалась от судебной защиты в связи с успешно проведенной реорганизацией, а чуть позже, в 2008 г., купила компанию Northwest Airlines. Главным вдохновителем и исполнителем сделки был Ричард Андерсон, 57-летний юрист, который 14 лет проработал в Northwest Airlines, причем последние три из них в качестве гендиректора. После авиационной компании Андерсон успел еще поработать в сфере медицинского страхования, в компании UnitedHealth Group. По его словам, он многому научился у гендиректора UnitedHealth Group Стивена Хемсли. «Хемсли уделял особое внимание тому, как компания использует наличность, как она ее инвестирует и как возвращает ее акционерам», – рассказывает он.

В Delta Air Lines Андерсон пришел в 2007 г., сначала как приглашенный директор, а потом как гендиректор. В 2008 г. он начал переговоры о покупке Northwest Airlines, а после слияния двух компаний помог Delta Air Lines успешно провести все интеграционные процессы. Меньшая по размеру Northwest Airlines переняла нацеленную на партнерство и взаимодействие корпоративную культуру Delta Air Lines и избавилась от культуры нетерпимости, которая царила раньше в ее офисах. Впрочем, кое-что Андерсон от Northwest Airlines взял. Как раз использование старых самолетов. «Вы не найдете такой гостиничной сети, которая строит отель и через 10 лет его сносит», – говорит он. Вторая управленческая идея, почерпнутая из опыта Northwest Airlines, – покупка самолетов в собственность, а не лизинг. «Когда вы сталкиваетесь с застоем или экономическим спадом, вы не должны поднимать в воздух пустые самолеты и еще ежемесячно платить за это по договору о лизинге», – продолжает он. 75% воздушного флота Delta Air Lines – это ее собственные самолеты. Флот состоит из 725 машин 10 разных моделей, средний возраст которых на конец сентября 2012 г. составлял 16,6 года. Для сравнения: средний возраст машин двух других крупных американских авиакомпаний, United Continental и US Airways, составляет 12 лет.

Дополнительный доход

Джон Эндер, авиационный инженер и консультант по авиабезопасности, говорит, что у самолетов нет точного срока износа: «Но старые машины требуют очень внимательного осмотра перед полетом и наличия хорошей системы содержания и ремонта». Кроме того, авиаперевозчик, который делает ставку на старые самолеты, вынужден держать более многочисленный воздушный флот. В ангаре всегда должны стоять наизготове запасные лайнеры, готовые подняться в воздух вместо тех, у которых возникли технические неполадки.

Но руководство Delta Air Lines не видит в этом проблемы. Компания недаром содержит огромный ремонтный центр площадью 2,7 млн квадратных футов (2,5 млн кв. м) в международном аэропорту Хартсфилд-Джексон Атланта. И это лишь часть ремонтного подразделения компании, в котором по всей стране работает 10000 человек. Подразделение ремонтирует двигатели, красит корпуса, чинит шасси. В прошлом году его выручка составила $650 млн, что на $25 млн больше, чем в 1995 г. Среди его клиентов – ВВС США, лизинговые авиакомпании, местные и зарубежные авиаперевозчики.

В ремонтном подразделении работают опытные механики, у которых за плечами в среднем 19 лет работы по специальности. К примеру, Дуг Уорли умеет ремонтировать все виды самолетов американского производства, закупленные Delta Air Lines. О МсDonnell Douglas MD-90 он говорит: «Они настоящие рабочие лошадки. Очень надежные самолеты».