Плохих руководителей можно разделить на четыре типа
Прошлым летом кинокритики на все лады расхваливали вышедшую на экраны комедию «Несносные боссы» (Horrible Bosses). В основе сюжета – конфликт между подчиненными и злым начальником, который разрешается в пользу простых сотрудников. К сожалению, в жизни гораздо чаще босс смеется последним, а сотрудники чувствуют себя разочарованными и демотивированнымиС четырьмя особо пострадавшими от несносных боссов сотрудниками пообщались в India Real Time, подразделении WSJ в Индии: рассказанные истории помогли классифицировать злых начальников, выделив четыре основных типа.
Сумасшедший контролер
Представьте себе, что вы должны в деталях отчитываться перед боссом за каждый шаг, каждую минуту и каждый час, проведенные на работе. От такого контроля и задохнуться недолго. Именно так чувствовала себя на работе 31-летняя Смита Банерджи, бывший менеджер по связям с общественностью из Мумбаи.
Банерджи рассказывает, что ее начальник требовал «в обязательном порядке ежечасного обновления информации абсолютно по каждому рабочему вопросу». Банерджи должна была сообщать ему даже то, сколько точно пресс-релизов она отправила по электронной почте и что конкретно ей сказали во время сопроводительных звонков, сделанных сразу после высылки письма.
Страсть босса к всестороннему контролю простиралась далеко за пределы работы. Он, например, запретил делать из офиса звонки, не связанные с работой, вспоминает Банерджи. «Положите сейчас же трубку, – приказал он ей однажды и добавил: – Научитесь разговаривать с мужем после шести вечера».
Возмущение шестерых подчиненных росло день ото дня. Сотрудники пожаловались на начальника вышестоящему руководству. Оно в ответ решило временно отказать боссу в продвижении. А Банерджи после трех лет работы под началом злого босса оставила это место.
Эксперты по управлению человеческими ресурсами считают, что чаще всего руководитель начинает заниматься микроменеджментом, когда не уверен в том, что сотрудник справится с работой. Эту ситуацию можно изменить, если заставить босса поверить в ваши способности. Не стоит резко выступать против микроменеджмента, но надо сделать так, чтобы контроль за работой осуществлялся на ваших условиях. «Скажите, что вы в целом согласны с микроменеджментом, а потом проговорите всю ситуацию с начальником в деталях и попытайтесь свести контроль с его стороны к минимуму», – советует Мэниш Синха, директор по управлению человеческими ресурсами Becton Dickinson India Pvt.
Дикий барин
Три года назад Анируд Сингх устроился в один банк директором по продажам. Босс с гордостью представил его сотрудникам как свою правую руку. «Я и вправду был правой рукой начальника, но только в том, что не было связано с работой», – с горечью вспоминает Сингх. Он два месяца занимал пост директора по продажам, и все это время босс давал ему весьма чудные задания. Сингх оплачивал счета за обучение в школе восьмилетней дочери начальника, покупал продукты для его семьи и отгонял на сервисную станцию его машину. «Босс обращался со мной как с личным лакеем», – вспоминает Сингх. Апогеем происходящего стал приказ начальника достать подарок на день рождения его жене. «Если же говорить о настоящей работе, то самым моим «рабочим» заданием был поход в налоговую инспекцию, где я поставил несколько печатей на документы», – рассказывает Сингх.
Сингх, конечно, пытался воспротивиться такому отношению. Но в ответ босс заявил ему: «Путь наверх всегда тернист». Через два месяца Сингх ушел, однако перед уходом рассказал о поведении начальника в отделе персонала. «Закончилось тем, что его уволили», – говорит пострадавший.
Борец за место
Вы, должно быть, слышали о боссах, которые никогда не продвигают подчиненных. Спросите об этом Вандану Сахей, которая работает в консалтинговой компании в Мумбаи. Сахей всегда была на хорошем счету у руководства. Только один человек не был ею доволен: новый и очень злобный начальник, который пришел в компанию на полгода позже нее. «Подразумевалось, что мы одна команда. Но, к сожалению, новый босс видел во мне угрозу. Он боялся за свое положение», – рассказывает 26-летняя Сахей.
Начальник был всего на несколько лет старше девушки, но постоянно унижал ее перед лицом высшего руководства и приписывал все ее заслуги себе. Сахей вспоминает, как однажды работала сутками, чтобы закончить к назначенному сроку доклад. Начальник даже и не подумал похвалить ее. Более того, он разослал сотрудникам электронное письмо, в котором утверждал, что завершил работу над огромным исследованием, а Сахей лишь ассистировала ему в работе.Сам же просто скопировал в свой компьютер доклад, написанный Сахей, поправив в нем несколько строчек.
Однажды в личной беседе начальник без обиняков заявил Сахей: «Я знаю, что ты метишь в мое кресло. И я ни за что не позволю тебе занять его». Эти слова стали последней каплей. Сахей потребовала перевода на другую должность в той же компании, а босс был вынужден уволиться после того, как на него пожаловалось еще несколько сотрудников.
«Многие боссы чувствуют себя неуверенно и делают все для того, чтобы компания никогда не узнала о заслугах их подчиненных, из-за чего делегируют меньше полномочий и не вкладывают деньги в развитие персонала», – констатирует Прашант Део Сингх, глава подразделения по управлению человеческими ресурсами Panasonic India Pvt. Он советует сотрудникам почаще демонстрировать результаты работы вышестоящему начальству.
Энергетический вампир
Анант Пател устроился недавно на работу в компанию в сфере информационных технологий в Бангалоре. В первый же рабочий день коллеги предупредили его о том, что в компании есть один «паразит», причем женского пола. Так они называли свою начальницу. Поработав с боссом некоторое время, 28-летний Пател понял, за что та получила такое прозвище.
Начальница воспринимала негативно все, что бы ни происходило вокруг нее. И портила настроение всему коллективу. Она была уверена, что большинство членов команды работают спустя рукава, подчиненных она считала нытиками, а вышестоящих начальников упрекала за чрезвычайную требовательность, вспоминает Пател. Начальница жаловалась буквально на все, начиная с качества еды в офисном кафетерии и заканчивая отсутствием коллег на работе. Даже электронные письма, которые она писала, повергали окружающих в депрессию. «Она как будто высасывала из вас всю жизнь», – вспоминает Пател.
Никто не жаловался на начальницу высшему руководству. По крайней мере, Пателу об этом ничего не известно. Но в конце концов ее перевели в другое подразделение компании. Сейчас у нее в подчинении всего два человека, а раньше было восемь. «Неудивительно, что она обвинила в своем переводе высшее руководство, у которого якобы слишком диктаторский стиль управления», – говорит Пател. Подобные начальники всегда ищут виновных на стороне, но никогда не заглядывают внутрь себя, заключает он.