На что готовы сотрудники российских компаний ради высокой зарплаты

Специалисты кадрового агентства Kelly Services представили результаты масштабного исследования о мотивации персонала в России
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Что бы там ни говорили HR-cпециалисты о нематериальной мотивации, соцпакетах и проч., главным рабочим стимулом для большинства российских сотрудников по-прежнему остаются деньги. Во всяком случае, так считают 76% участников исследования «Мотивация персонала на российском рынке труда», которое провели специалисты международного рекрутингового агентства Kelly Services, опросив в августе - сентябре более 6300 человек, преимущественно белых воротничков из Москвы (45%), Санкт-Петербурга (15%) и регионов (40%).

Чуть меньше половины (45%) респондентов Kelly Services отметили, что их может удержать в компании возможность карьерного роста. Причем карьерный рост у опрошенных всегда ассоциируется с повышением уровня дохода. 70% опрошенных указали: если они решат уйти из компании, то удержать их сможет только повышение зарплаты. А вот карьерный рост без повышения зарплаты интересен только для 17% участников исследования.

Специалисты Kelly Services также поинтересовались, с чем готовы мириться сотрудники, если их полностью устраивает зарплата. Большинство участников опроса заявили, что готовы согласиться с рутиной на работе (38%) и регулярными переработками (37%). Для 21% опрошенных в этом случае не важно отсутствие карьерного роста. 16% закроют глаза на неофициальное трудоустройство, а 15% - на отсутствие социальных гарантий. 6% респондентов готовы терпеть плохие отношения в коллективе, а 4% - плохие отношения с руководством. Еще 4% ради денег готовы мириться с любыми негативными явлениями на работе. В то же время 19% опрошенных не готовы терпеть ни один из этих факторов, заявляя, что деньги в этом случае не являются для них сильным мотиватором.

Комфортная атмосфера в компании оказалась важной для 35% участников опроса. Ровно столько же высказались в пользу масштабных и интересных задач. Полноценный официальный трудовой договор и белая зарплата - больная тема для 34% сотрудников. Еще 22% считают важным мотиватором возможность обучения за счет компании. Менее значимыми стимулами для хорошей работы оказались имидж компании (18%), возможность зарубежных командировок (16%), профессионализм коллег (16%), гибкий график (11%) и удобное расположение офиса (10%).

«Одной из причин того, почему деньги остаются доминирующим фактором для большинства российских сотрудников, является то, что рынок испытывает серьезный кадровый голод и квалифицированные специалисты, понимая это, диктуют свои условия работодателю, - комментирует Екатерина Горохова, гендиректор Kelly Services. - Другой аспект - мы живем в обществе активного потребления, особенно это касается молодых людей. Они не задумываются о долгосрочных перспективах в жизни, не верят в социальные гарантии, а хотят просто иметь возможность зарабатывать и тратить деньги здесь и сейчас".

Рассмотрев соотношение между количеством работающих в определенной отрасли и количеством желающих в ней работать, исследователи выяснили, что лидерами по числу неудовлетворенных своей профессией остаются ритейл, производство и продажа товаров народного потребления, медицина и фармацевтика и IT. Самыми же привлекательными отраслями являются нефтегазовая индустрия, сфера развлечений, масс-медиа и госсектор.