Пожилые американцы не могут продать компании, чтобы выйти на пенсию
Экономический кризис сказался на жизни почти каждого владельца небольшой компании в США. Отдельно пострадали предприниматели в возрасте от 60 до 70 лет. Многие из них хотят, но не могут продать бизнес, чтобы выйти на пенсию. Малые компании подешевели так, что денег от продажи не хватит на безбедную старостьДенни Салливан мечтает заниматься своим садом и проводить время с внуками, но выйти на пенсию он не может. По крайней мере, в ближайшем будущем. 62-летний основатель небольшой кейтеринговой компании целыми днями на работе: организует поставку пива и льда в городские бары, ищет новых клиентов и координирует 20–30 бизнес-операций, которые его компания проводит ежедневно. «Я очень устал», – жалуется Салливан.
В сложной экономической ситуации многие престарелые предприниматели, фигурально выражаясь, завязли как в болоте в своем бизнесе. Они не могут уйти на пенсию и вынуждены ждать улучшения экономического положения, что, по прогнозам экономистов, случится не скоро.
Салливан уже пытался продать свою компанию Arguello Catering, которая находится в Редвуд-Сити (штат Калифорния). Бизнес, в котором сейчас работает 25 человек, предприниматель создал 21 год назад. А теперь ему нужно продать его не меньше чем за $850000. Примерно такая сумма требуется Салливану, чтобы без проблем выйти на пенсию. По его словам, около 70% его сбережений вложены в компанию.
Годовая выручка Arguello Catering упала до $2 млн, говорит предприниматель. До кризиса она составляла $3 млн. Предприниматель попробовал повысить рыночную стоимость бизнеса за счет экспансии на новые рынки, увеличения количества часов работы компании и добавления в меню более полезных для здоровья блюд. В этом году он получил три предложения о покупке компании, но все покупатели предлагали слишком низкую цену.
Кризис застиг врасплох большинство бебибумеров (поколение 1946–1964 гг. рождения). Многие не успели продумать сроки выхода на пенсию, рассказывает Джордж Возикис, директор института семейного бизнеса при Университете штата Калифорния в Фресно. «Поколение бебибумеров выросло с верой в «американскую мечту». Они были уверены: если ты открыл бизнес, то в последующем сможешь продать его по адекватной цене или передать детям, – говорит Эйрон Чаттержи, профессор школы бизнеса имени Фукуа Дюкского университета в Дареме (штат Северная Каролина). – Финансовый кризис и последовавший за этим экономический спад все осложнили».
Бизнес не продать
69-летняя Джуди Лоутон говорит, что с удовольствием продала бы небольшую рекрутинговую компанию, которую открыла 27 лет назад. По ее словам, она хотела бы получить за бизнес примерно $2 млн – сумму, которая позволит ей комфортно жить на пенсии. Но компания сильно пострадала от спада активности на рынке труда. Выручка после кризиса упала на 60%.
Лоутон рассказывает, что продолжает работать по 12 часов в день. Встречи с перспективными клиентами часто затягиваются до поздней ночи. Женщина не может сейчас нанять новый персонал. Количество работников ее фирмы сократилось в кризис с 35 до 13 человек. Недавно Лоутон продала за $3,1 млн свое офисное помещение, так как ей нужно было вернуть заем размером в $900000, который она взяла в кризисные времена у американской администрации по делам малого бизнеса. Тогда эти деньги помогли ее компании выжить.
Лоутон выставила бизнес на продажу через брокера в прошлом году, но все полученные предложения были по меньшей мере «оскорбительными», говорит женщина. Ей предлагали всего $250000 плюс еще несколько взносов в рассрочку в зависимости от результатов деятельности компании. Она отказалась от всех предложений.
«Я не для того потратила 28 лет жизни на эту компанию, чтобы потом отдать ее за бесценок», – возмущается предпринимательница. И добавляет: она ни за что не удовольствуется низкими ценовыми предложениями. Ведь у компании хорошая репутация и наработанная годами клиентская база.
Лоутон уже много лет не брала отпуск. «А экономический кризис украл и мою пенсию», – сокрушается она.
Красная цена
«Сейчас новые компании зарабатывают в среднем меньше, чем компании, открывшиеся в 2007–2008 гг. Поэтому и стоимость малых предприятий упала», – говорит Барри Эванс, партнер брокерской компании Acquisition Services Group в Сан-Диего. «Если несколько лет подряд ваш бизнес зарабатывал на 20% меньше, чем раньше, то его рыночная стоимость упадет на 30%», – добавляет он.
Средняя стоимость малого предприятия в США в первой половине этого года составляла $150000, что на 25% ниже уровня первой половины 2008 г. Тогда небольшие компании стоили в среднем $200000, сообщается в исследовании BizzBuySell.com, сайта, где продаются предприятия малого бизнеса. Аналитики сайта пришли к такому выводу, изучив информацию, предоставленную бизнес-брокерами. Они проанализировали списки фирм, зарегистрировавшихся на сайте, и объемы продаж малого бизнеса в 70 отраслях американского рынка. Выяснилось, что в первом полугодии 2012 г. только 3332 небольшие компании перешли к новым владельцам, что на 40% меньше аналогичного показателя 2008 г.
Второе дыхание поневоле
Энди Байрол, консультант по малому бизнесу в Питтсбурге, говорит, что многие его пожилые клиенты чувствуют себя на распутье. «Выбор таков: они должны либо продать бизнес за меньшую сумму, чем им нужно и чем они заслужили. Либо им придется собрать в кулак всю волю и энергию и вновь полностью посвятить себя бизнесу», – констатирует он.
Дэну Коули исполнилось 60. Четырнадцать лет назад он открыл брокерскую компанию в сфере недвижимости Cawley Chicago Commercial Real Estate Co. в Даунер-Груве (штат Иллинойс). Изначально он планировал постепенно продать все свои акции работникам компании и уйти на пенсию в 70 лет. Но тут случился кризис.
В условиях экономического спада сотрудники были озабочены больше всего финансовой жизнеспособностью компании, вспоминает Коули. «Я вообще не был уверен, что мы переживем кризис. Мой грандиозный план продажи акций работникам рухнул сам по себе», – говорит он.
В прошлом году компания начала предлагать услуги по управлению недвижимостью и консалтинговые услуги. Дела сразу пошли лучше.
Сейчас Коули проводит на работе 10 часов ежедневно. Он тренирует менеджеров по продажам, встречается с землевладельцами и домовладельцами и проводит собрания трудового коллектива. Помимо этого он постоянно ездит в командировки по всей Америке, чтобы завязать контакты в других штатах. Выход на пенсию он отложил как минимум на пять лет. Хотя все же надеется продать в следующем году первую порцию своих акций. «Каждый дайм (десятицентовая монета) моих личных сбережений вложен в компанию. У меня нет больше денег, разве что социальная страховка. А на нее одну жить, конечно же, невозможно», – разводит он руками.