Желающих учиться все меньше
Во всем мире в последние два года падает число желающих иметь диплом бизнес-школы. Исключение – жители Азии, по данным ежегодного отчета Graduate Management Admission CouncilЧисло сдавших тест GMAT в 2011 г. достигло 258 192 человек, подсчитала компания Graduate Management Admission Council (GMAC). Это на 18% больше, чем в докризисном 2007 году, но меньше, чем в последние два года (см. таблицу). Россиян среди сдавших тест было 1980 человек, что также меньше прошлогоднего значения. Тест действителен пять лет и обязателен для подачи документов в большинство западных бизнес-школ на программы магистратуры и MBA. По-прежнему больше всего хотят получить диплом школы бизнеса жители США, где и была придумана степень MBA. Они отправили более 43% всех разосланных тестов, но их доля среди кандидатов в школы бизнеса постепенно снижается – с 51% в 2007 г. до немногим более 43% в 2011 г., и эта тенденция сохранится из-за рецессии, прогнозируют авторы отчета.
По данным WSJ, в 2012 г. многие бизнес-школы уже зафиксировали падение спроса. Большинство поступающих выбирали программы part-time. Например, в бизнес-школе Columbia University количество абитуриентов сократилось на 19%, упав до уровня 2007 г. В Stephen M.Ross School of Business абитуриентов стало меньше на 17%, а в Yale – на 9,6%. Эксперты WSJ связывают эту тенденцию с продолжающимся экономическим кризисом и неспособностью многих выпускников найти престижную и высокооплачиваемую работу.
Еще одна причина падения количества сдающих GMAT может быть связана с тем, что некоторые школы исключили результаты теста из обязательных условий для поступления на Executive MBA, добавляет Алла Жаворонкова, руководитель международного направления Begin Group. Доля таких программ невелика, но эта тенденция показательна, говорит она.
Азиатский муссон
Все надежды рынка связаны с поклонниками MBA в Восточной и Юго-Восточной Азии (22% всех кандидатов в школы бизнеса, по данным GMAC) и Центральной и Южной Азии (более 16%). Китайцы одержимы идеей делать бизнес по-западному, говорит Керол Степхенсон, декан Ivey School of Business. Уровень экономического развития и темпы роста экономики региона требуют квалифицированных менеджеров, поэтому и растет спрос на программы, объясняет декан Indian School of Business (ISB) Депак Чандра.
Наиболее активной группой из Восточной и Юго-Восточной Азии является молодежь. Пять лет назад самые ярые поклонники MBA моложе 25 лет жили в США (40% всех кандидатов из США), на граждан Восточной и Юго-Восточной Азии этого возраста приходилось 32%. В 2011 г. молодежь Восточной и Юго-Восточной Азии составляет уже 61% всех азиатских кандидатов, у США – 41%.
Роль азиатских слушателей растет настолько стремительно, что большинство американских университетов пока не понимают потребности новых клиентов, говорит Майк Малефакис, управляющий декан Columbia Business School. Некоторые школы уже открывают кампусы в Азии или думают об этом и конкуренция за такую молодежь будет все больше, подчеркивает Малефакис.
Происходит смена образовательных центров притяжения, свидетельствуют данные GMAC. Наибольшее количество тестов все еще отправляется в США, однако число желающих там учиться упало за 10 лет (за исключением незначительного роста на 0,15 п. п. в 2004 г.) с 86,9% в 2001 г. до 77,24% в 2011 г. Азиаты часто предпочитают школы своего региона, некоторые из них уже находятся на высоких позициях в международных рейтингах, пишут аналитики GMAC. Так, в последнем рэнкинге лучших в мире MBA-программ по версии FT азиатских школ уже 9 из 100 участников, при этом бизнес-школа Hong Kong University of Science and Technology Business School не первый год входит в топ-10.
Россияне также стали чаще интересоваться программами в Европе, по данным GMAC (см. таблицу). Впервые в прошлом году меньше половины россиян хотят учиться в американских школах бизнеса, туда они отправили 49% тестов.
Европейское бизнес-образование становится популярнее, причем не только у русскоязычных студентов, соглашается Ольга Гозман, генеральный директор Begin Group, специализирующейся на организации выставок по бизнес-образованию. В кризис европейские программы привлекательнее американских в финансовом смысле, ведь большинство из них одногодичные, а значит, стоят дешевле. Качество программ в лучших школах Европы в последние годы существенно выросло, что также способствует росту спроса на них, отмечает Гозман.