Как заработать 30 млн фунтов на продуктах для Apple

Сон важен для Тома Даддериджа, но не его собственный, а ваш: будильник — одна из сотен технических новинок, производимых его компанией Gear4
gear4.com
gear4.com

Даддеридж советует начинающим

«Вам не нужно иметь ответы на все вопросы перед началом работы. Мы начали бизнес, ничего не зная о рынке, на который шли. Но мы видели возможности и были готовы идти к цели». «Что заставляет меня вставать по утрам, так это мысль, что единственное, что дает вам мир, – это энтропия. Вы должны бороться с ней каждый день, чтобы просто стоять на месте». «Я верю в идею Малкольма Гладуэлла: «Если вы хотите быть пианистом, то достигнете своего потенциала только тогда, когда наиграете 10 000 часов».

Компания Gear4 была основана в 2004 г. на 23 000 фунтов, которые Даддеридж наскреб из собственных сбережений и занял у отца. С этого момента он оседлал волну спроса на продукты Apple, семейства устройств к iPod и iPad, начиная от наушников, заканчивая сложными системами стыковки, которая возникла вокруг детища Стива Джобса. «Раньше их описывали как кустарную промышленность, а теперь это целая отрасль», — говорит Даддеридж, выступая в частном клубе Home House на площади Портман.

Спасибо яблоку

Взрывной рост компании Apple поставил на ноги и бизнес, расположившийся на High Wycombe за пределами Лондона, но ассоциирующийся с компаниями Кремниевой долины. Финансируемая за счет долга банку, Gear4 вышла на оборот выше 30 млн фунтов в год в 2010 г. и сегодня продает свою продукцию в 64 страны, в штате компании 92 сотрудника.

35-летний исполнительный директор рассказывает, что прозрение посетило его во время перелета домой из Южной Америки в 2003 г. По приземлении он быстро позвонил своему боссу, сказал, что срочно уезжает, дал себе шесть месяцев, чтобы придумать пять идей, из которых впоследствии выберет лучшую.

«Я баловался с началом бизнеса, — смеется предприниматель. — Вечером в пабе мне всегда удавалось найти причину, почему я не занимаюсь какой-то конкретной идеей». А потом Даддеридж наткнулся на первый iPod, который был призван кардинально изменить промышленность, и понял, что у него тоже есть идея для бизнеса.

Он купил первую партию аксессуаров Apple от азиатского производителя и вспомнил элементарную стратегию финансирования: «Мы купили запасы, продали их, получили наличность. Купили в два раза больше, продали, получили наличность. Мы действительно не знаем, что значит банковский долг».

Теперь Gear4 проектирует практически все свои продукты, которые постоянно обновляются, управляет 20 поставщиками в Китае и имеет команду, которая базируется в 18 странах. Сейчас компания выходит на новый этап бизнеса — за пределы Apple, из которой она выросла, — на рынок смартфонов, планшетников и смарт-телевизоров.

Отняли имя

Рост компании был быстрым, но не безмятежным. Первый удар случился в октябре 2005 г., компания тогда называлась Podgear: Apple прислала 26 страниц текста по факсу, в котором объяснялось, что собственность на товарный знак Pod принадлежит их компании и им придется изменить название. «Они были великодушны, — вспоминает Даддеридж. — На ребрендинг Podgear было дано четыре месяца. Но мы только вступали в самый оживленный торговый период, были ограничены ресурсами, и, если бы мы тогда не справились, это могло убить наш бизнес».

Четверо из девяти сотрудников были заняты рождественскими продажами, а Даддеридж со всеми остальными должны были придумать новое имя, дизайн логотипа и упаковки и заниматься всеми аспектами нового бренда. «Никто из нас никогда этого не делал. Мы дали себе четыре недели, чтобы придумать имя, и еще восемь на все остальное», — вспоминает он.

Даддеридж считает наем сотрудников одной из самых важных частей своей работы. Бросивший школу в 16 лет, он говорит, что с удовольствием смотрит за пределы резюме, когда проводит собеседования о приеме на работу: «Надо дать волю таланту, сырому материалу. Знания иногда накладывают огромные ограничения».

Даддериджу принадлежит 74% компании, семейному трасту — 25%, а еще 1% — другому управляющему. Новые инвестиции в «десятки миллионов фунтов» могли бы помочь делу, но он опасается частного капитала — по крайней мере в Великобритании: «Отношение в США такое: «попробуй, вот деньги, давай посмотрим, работает ли идея». В Великобритании подход другой: «вот немного денег, не используйте их, что бы вы ни делали, не теряйте их и не берите на себя риски. И если все пойдет не по плану, делом займемся мы».

Малый, но глобальный

Второй удар по бизнесу был нанесен в 2007 г. Жена Даддериджа была тяжело больна после рождения четвертого ребенка. И в то время, когда бизнесу требовалась наибольшая гибкость банка, ударил кредитный кризис. Даддеридж был вынужден притормозить — реструктурировать европейские операции и уволить 18 сотрудников: «Мы должны были превратить наши запасы и долги в наличные, причем сделать это нужно было быстро».

Даддеридж верит в силу корпоративной культуры, но ею Gear4 больше обязана Калифорнии, чем Бакингемширу. Gear4 делит здание с компанией отца Даддериджа под названием Focusrite, которая производит записывающее оборудование. Сотрудники обеих компаний пересекаются во время завтрака и обеда в кафе, где их бесплатно кормят.

Эти две компании только что провели ежегодное собрание Chillstock — однодневный музыкальный фестиваль, в котором приняли участие 400 сотрудников, друзей и их семей и который проходит в саду родителей Даддериджа. Из 10 музыкальных групп, принимавших участие, четыре были образованы сотрудниками. «Мы думаем о нашей компании как о большой семье», — говорит Даддеридж.

Другое выражение, которое они используют для описания Gear4, — «глобальный малый бизнес» — новая порода компаний, способная работать на любой территории без физического присутствия там.

Но плата за успех — напряженный график путешествий Даддериджа: он ездит раз в две недели либо в Китай, либо в Калифорнию. Вместо летнего отдыха Даддеридж не работает по пятницам в августе, поскольку компания сейчас готовится к выходу за пределы Apple и планирует запустить первую док-станцию для устройств Android. «Слишком много всего происходит, как тут отдохнешь», — улыбается он.

FT, 22.08.2012, Екатерина Кравченко

Эта публикация основана на статье «Танцевать от яблока» из газеты «Ведомости» от 24.08.2012, №159 (3173).