Как соискателю не навредить себе отзывами

Кризис обострил конкуренцию на рынке труда. Работодатели теперь пристрастно изучают не только резюме кандидатов, но и все их рекомендации. Один-единственный отзыв может стать либо входным билетом в компанию, либо навсегда перекрыть кандидату вход

Типичные ошибки соискателей

Не надо просить рекомендателей говорить о вас только в позитивном ключе. Ваш рассказ и рассказы разных рекомендателей о вашей работе не должны отличаться. Хорошенько подумайте, сможет ли конкретный выбранный вами человек дать вам грамотную рекомендацию.

Тэмми Пирри, вице-президент по управлению человеческими ресурсами Black Duck Software, собирал недавно рекомендации одного разработчика, которого планировал взять на работу. Одним из рекомендателей оказался тогдашний прямой начальник соискателя. Как выяснилось, он даже не подозревал, что подчиненный ищет работу. «Менеджер был в шоке. Он и не думал, что человек, о котором я спрашиваю, собирается покинуть компанию», – рассказывает Пирри. «Мы этого разработчика так и не наняли. А с прежнего места работы его уволили», – добавляет он.

Конечно, далеко не все работодатели звонят рекомендателям. Кроме того, компании могут накладывать запрет на распространение информации о своих сотрудниках. И все же соискателям стоило бы задуматься о том, по какому принципу отбирать бывших и нынешних боссов, коллег и подчиненных, которые могут рассказать потенциальному работодателю об их профессиональных навыках и характере.

Самая распространенная ошибка такова: соискатель не спрашивает согласия людей, которые, по его разумению, должны замолвить за него слово, и не предупреждает их о том, что им могут позвонить. «Бывает, что мы застаем людей врасплох. Они даже не подозревают, что должны раздавать рекомендации. И разговор не клеится, – говорит Марк Маккин, менеджер по поиску талантов в General Motors. – Это сигнал, что с кандидатом может быть что-то не так».

На конкретном примере

Рекомендатель должен говорить объективно и взвешенно. Он может даже упомянуть ваши слабые стороны, над которыми вам еще нужно поработать. «Нужен человек, который вам поможет, но останется объективным», – говорит Нэнси Доноху, партнер хедхантинговой компании Grant Cooper HealthCare в Сент-Луисе (штат Миссури).

Однажды она проверяла рекомендации, которые предоставил финансовый директор больницы, переживавшей трудные времена. Доноху никак не могла выяснить в подробностях, почему именно при этом топ-менеджере больница оказалась на грани финансового краха. «Кандидат должен был предоставить рекомендации и примеры того, как он действовал в разных ситуациях. Но все его рекомендатели отговаривались фразами типа: «Это не его вина. Просто у больницы плохо шли дела», – рассказывает она.

Нельзя обращаться за рекомендациями к человеку, который вряд ли скажет о вас хорошее, предостерегает Дебора Кири, вице-президент по человеческим ресурсам американского общества HR-специалистов SHRM. Она вспоминает, как одна недавно уволенная коллега попросила, чтобы Кири рекомендовала ее новому работодателю. «Женщину выгнали за то, что она нарушила правила компании. Это было очень серьезно, и я сказала ей: «Я не смогу тебя рекомендовать. Я знаю, что ты плохо рассталась с нашей компанией». И очень жалела, что она меня об этом попросила», – говорит Кири.

Если же вы хотите разместить рекомендации в интернете, то сосредоточьтесь на качестве, а не количестве. «Не пытайтесь объять необъятное и разместить высказывания всех людей, с которыми вы когда-либо работали», – говорит Чарльз Перди, главный редактор сайта Monster.com.

Говорить в унисон

Рекомендатели и сотрудники компаний, где вы работали, должны говорить одно и то же о вашей рабочей биографии. К примеру, Джеоф Хофман, директор операционного подразделения хедхантинговой компании DHR International в Чикаго, взялся проверять все рекомендации одного кандидата на позицию финансового директора. Ему не нравилось, как соискатель рассказывал о своем последнем увольнении. Он рисовал уход исключительно в розовых красках. «Мужчина говорил, что изменил стиль работы в департаменте и повысил лояльность сотрудников. Что теперь он готов к новым испытаниям. Опрос рекомендателей выявил совершенно иную картину: оказалось, что кандидата вынудили уволиться. А человек, который должен был дать ему рекомендацию, удивился: «Я даже не представлял себе, что он так все воспринимает», – рассказывает Хофман. – Человек может абсолютно неправильно оценивать свои отношения с прошлым работодателем. И это сигнал того, что он плохо анализирует собственные поступки».

Иногда рекомендатели невольно разоблачают обман. Маккин однажды решил проверить рекомендации инженера-контролера, потому что резюме этого соискателя показалось ему приукрашенным. «Человек уверял, что у него за спиной несколько лет работы по специальности. Для вакансии это и требовалось. А выяснилось, что он проработал по специальности всего три месяца. Я понял, что имею дело с нечестным человеком», – рассказывает Маккин.

Обманщик не пройдет

Не спешите просить рекомендацию. Сначала проверьте репутацию человека. Например, Пола Хантер, исполнительный директор Outcurve Foundation, некоммерческой организации по разработке компьютерных программ в Уэйкфилде (штат Массачусетс), предлагает сначала изучить профиль потенциального рекомендателя в интернете. «Убедитесь в том, что человек не говорит ничего такого, что могло бы вам навредить», – объясняет она.

И, конечно, рекомендатель не должен быть обманщиком. Том Гимбел, гендиректор чикагской рекрутинговой компании LaSalle Network, однажды собирал рекомендации кандидата на позицию бухгалтера. Выяснилось, что в качестве рекомендателя соискатель представил ему собственного брата. «Мужчина сказал, что он менеджер компании, где кандидат раньше работал, но при этом как будто читал заученный текст. Его представление провалилось, как только я спросил имя гендиректора компании, где он якобы работает. Он имени не знал. Так что врать у него получилось только до определенного предела», – рассказывает Гимбел.