Компании возвращают производство в США

Лейбл Made in USA снова популярен: американские компании переводят рабочие места на родину из развивающихся стран
Fotolia
Fotolia / PhotoXPress

Обрабатывающая промышленность внесла свою, пусть скромную, лепту в рост занятости в США: многие фабрики возобновили производство товаров, изготовление которых было вынесено в страны с дешевой рабочей силой, в первую очередь в Китай.

Президент США Барак Обама в феврале посетил завод Master Lock в городе Милуоки, производящий замки и запирающие устройства. Он приветствовал решение компании перенести часть рабочих мест в Америку из Азии. Правда, благодаря усилиям Master Lock работу в штате Висконсин нашли всего 100 человек. Производитель лифтов Otis Elevator переведет часть производства из Мексики в Южную Каролину, создав приблизительно 360 рабочих мест. Caterpillar, General Electric и Ford Motor трудоустроили таким образом несколько тысяч соотечественников.

Все перечисленные выше случаи свидетельствуют о том, что обрабатывающая промышленность начинает обеспечивать американцев работой, как в прошлом. В 1998-2010 гг. число занятых в отрасли сократилось на 35%, однако затем вновь выросло – на 4,3%, или 489 000 человек, до 11,9 млн. Рост в основном обусловлен восстановлением экономики, а не выводом производства из развивающихся стран. И все же, по прогнозу исследовательской компании IHS Global Insight, в 2012 г. число американцев, занятых в обрабатывающей отрасли, увеличится на 3,2%, в то время как во всей экономике – только на 1,6%.

"Мы повысили нашу конкурентоспособность", - говорит Дэниел Мекстрот, главный экономист исследовательской группы "Союз промышленников за производительность и инновации", базирующейся в Арлингтоне, штат Вирджиния.

Гарри Мозер, президент некоммерческой организации Reshoring Initiative, которая выступает за возвращение рабочих мест из-за рубежа, сообщил, что за последние пять лет американские предприниматели перевели в США как минимум 25 000 рабочих мест. Это капля в море безработицы, но, по мнению Мозера, дальше будет больше: компании подсчитают издержки за границей и осознают, что выгоднее производить товары на родине.

Как считают эксперты, решение вернуть производство в США зависит от целого ряда факторов – регулирования, курса валют и государственных субсидий. Некоторые виды товаров, например обувь и одежду, продолжат изготавливать за пределами Америки.

Профессор Массачусетского технологического института Дэвид Симчи-Леви опросил в январе - феврале 105 американских компаний: 39% заявили о своем желании перевести отдельные подразделения обратно в Соединенные Штаты. Причина в том, что зарплаты в азиатских странах в последнее время выросли, сократив разрыв с зарплатами американских рабочих. Снижение курса доллара на протяжении десятилетия позволило повысить конкурентоспособность американских товаров. А рост цен на нефть увеличил стоимость транспортировки продукции через океан.

Тем не менее Китай вместе с другими азиатскими странами способны составить достойную конкуренцию США. Они наладили цепочки поставок, приобрели необходимый опыт и теперь производят даже такую высокотехнологическую продукцию, как смартфоны. Полностью отказаться от производства в Азии не представляется возможным, тем более что в США наметилась нехватка квалифицированных рабочих в сферах, крайне важных для обрабатывающей промышленности, – например, в инжиниринге и управлении компьютеризованным оборудованием. Корпоративные налоги в США выше, чем в большинстве индустриальных стран.

"Не сказать, что наметился исход производства из Китая в США», - говорит Мекстрот. – Скорее, американские компании тщательно взвешивают все «за» и «против», решая, где им вести производство – на родине или за рубежом. Азия больше не предлагает дешевых вариантов».

Транснациональные компании продолжают наращивать производственные мощности в Азии, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос в Азиатском регионе. Но многие из них задумывается над тем, стоит ли производить товары в Азии, чтобы продавать их в Северной Америке, отметил Симчи-Леви. Новая модель организации производства учитывает региональный фактор: товары должны изготавливаться там, где их покупают.

Скорее всего, на родину вернется производство тяжелых или громоздких товаров (например, промышленного оборудования), перевозка которых бьет по карману американских предпринимателей, дорогих вещей, спрос на которые колеблется, следуя моде (дорогая одежда, убранство для дома), а также некоторых видов бытовой техники – например, Whirlpool снова стала производить в США миксеры. Кроме того, американские компании могут перенести в США производство продукции, для которой большое значение имеет обеспечение безопасности (продукты питания и товары для ухода за младенцами), чтобы отслеживать цепочку поставок и использующиеся ингредиенты.

Whirlpool решила снова наладить выпуск миксеров в США, исходя из целого ряда соображений (у каждого производителя они свои): например, средства, сэкономленные на транспортировке и хранении товаров на складах, компенсируют издержки, связанные с более высокими зарплатами американских рабочих. Компания также смогла использовать имеющиеся производственные мощности в США, еще больше автоматизировав сборочный конвейер.

Перевела Анна Разинцева