Советы консультанта: Как управлять иными

В связи с ростом экономики постоянно растет число профессий, требующих иных принципов управления, иного менеджмента
Из личного архива
Из личного архива

В связи с ростом экономики постоянно растет число профессий, требующих иных принципов управления, иного менеджмента. «Регулярный» менеджмент, эффективный на производстве, перестает обеспечивать нужный результат в интеллектуальной и творческой сферах. Так в чем же особенность управления журналистами, программистами, дизайнерами, консультантами, юристами и прочими работниками умственного труда?

Во-первых, их работа плохо поддается регламентации. Во-вторых, труженику интеллектуальной сферы сложно ставить цели и задавать стандарты качества. Как следствие — процесс работы сложно контролировать. Какими же принципами стоит руководствоваться менеджеру в работе со специалистами интеллектуальной сферы? Мы в «Экопси консалтинг» выделяем четыре ключевых принципа.

Уделяйте особенное внимание подбору специалистов. Ошибки в подборе слишком часто недооценивают. Если вы ошиблись и взяли на работу водителем человека, недостаточно хорошо умеющего управлять автобусом определенной марки, его можно научить в обозримый срок. Если же вы наняли консультанта, который привык делать только шаблонные отчеты, а в вашей культуре надо постоянно придумывать новые методы решения задач клиента, то научить его этому крайне сложно, а еще сложнее переучить. Сформированные базовые навыки интеллектуальных профессий с трудом поддаются изменениям — со стороны работодателя потребуются серьезные инвестиции времени, усилий, денег.

Понимайте мотивацию шире, чем просто вознаграждение. Уделяйте внимание внутренней мотивации и вовлеченности сотрудника, занятого интеллектуальным трудом. Поскольку контроль по процессу сложен или невозможен, у вашего сотрудника должна быть собственная мотивация на достижение высококачественного результата — он сам должен следовать стандартам высокого уровня, ставить себе высокие цели, стремиться сделать работу хорошо — без давления, без принуждения. Как добиться такой мотивации? Оказывайте поддержку, предоставляйте свободу, доверяйте сотрудникам, с одной стороны, и требуйте большего, проявляйте перфекционизм — с другой.

Если вы менеджер, совершенствуйте экспертные (а не только управленческие) знания и навыки в той области, которой руководите. Ваши сотрудники не будут работать хорошо, если не увидят в руководителе профессионала, разбирающегося в теме.

Создайте перспективы профессионального развития. Специалисты интеллектуальных профессий — люди, нетолерантные к рутине. Они ценят разнообразие и тот драйв, который разнообразие создает. Ротируйте людей, меняйте их задачи, давайте им проявить себя в новой области. Помогайте находить проекты, выполнение которых заставит напрячься, бросит вызов способностям и профессионализму.

Автор — генеральный директор «Экопси консалтинг».

Эта публикация основана на статье «Советы консультанта: Управлять иными» из газеты «Ведомости» от 27.03.2012, №54 (3068)