Вьетнамский интернет привлекает предпринимателей

Почему в небольшой азиатской стране, где традиционно выращивают рис и производят обувь, стали бурно развиваться локальные интернет-компании
HOANG DINH NAM
HOANG DINH NAM / AFP

В 2005 г. Ле Хонг Мин бросил свою весьма успешную карьеру в финансовом секторе, так как обожал компьютерные игры и мечтал работать в этой области. Однако он даже и представить себе не мог, что произойдет дальше.

На тот момент Ле Хонг Мину было 35 лет. Он вырос во Вьетнаме, получил образование в области бизнеса и финансов в Университете Монаша в Австралии и четыре года проработал наемным сотрудником, сначала в PwC, потом в инвесткомпании VinaСapital, управляющей фондами прямых инвестиций. Но именно основание собственной фирмы Vinagame по разработке онлайновых игр открыло новую эру в его жизни, эру «испытаний и ошибок», как он ее сам называет.

«Я люблю рисковать. И всегда говорю: «Не надо думать о последствиях», – рассказывает предприниматель. Сам Ле Хонг Мин создал Vinagame в те времена, когда во Вьетнаме практически не было никакого бизнеса в интернете и почти никто не играл в компьютерные игры.

Сетевые игры, которые продвигает Vinagame, например Swordsman Online (лицензия получена у китайской компании – разработчика программного обеспечения), сразу завоевали популярность среди вьетнамских подростков. Ле Хонг Мин начал развивать местные социальные сети, открыл музыкальные и новостные интернет-сайты и провел ребрендинг компании, которая теперь называется VNG Corporation. Ее выручка по итогам 2012 г. превысит $100 млн, что составит примерно половину от объема всего интернет-рынка Вьетнама.

Трудности перевода

Несмотря на большой потенциал, пионеры технологической революции во Вьетнаме постоянно вынуждены преодолевать препятствия. Начать с того, что система технического образования в стране не развита, поэтому многие технари занимаются самообразованием.

Еще будучи старшеклассником, Нгуен Хоа Бин экономил деньги, которые родители давали ему на завтраки, чтобы купить книжки по программированию. А в прошлом году 31-летний предприниматель продал 20% акций созданной им компании Peacesoft (занимается электронной коммерцией) американской eBay.

Другой предприниматель – 29-летний Хо Мин Дюк вместе с четырьмя бывшими одноклассниками создал первую в стране поисковую систему в интернете на вьетнамском языке. Он изучал информационные технологии в университете, но признается, что и он, и его коллеги по большей части занимались самообучением. «Профессора преподавали нам только теорию», – жалуется Хо Мин Дюк.

Его компания Socbay (в переводе «Летающая белка») расположена в традиционном вьетнамском доме на шумной улице в пригороде Ханоя. Предприниматель утверждает: он и другие основатели компании хотели создать более совершенную поисковую систему на вьетнамском языке, чем те, что предлагают международные компании. Ведь, будучи вьетнамцами, они лучше понимают свою культуру и сложный тональный вьетнамский язык.

В 2006 г. Google предложила предпринимателям выкупить у них компанию за $5 млн, рассказывает Хо Мин Дюк. Кроме того, основателям предлагались опционы на акции и зарплаты в $8000 в месяц. «Если бы мы позволили Google купить нашу компанию, мы бы многому научились», – говорит бизнесмен. Но предприниматели посчитали предложенную им цену невысокой. «Мы хотели сами развивать наши технологии во Вьетнаме и создавать продукт, нужный вьетнамцам», – объясняет Хо Мин Дюк.

Партия не дремлет

Еще одним препятствием на пути многонациональных компаний может стать правящая Коммунистическая партия Вьетнама. Она не одобряет влияния, которое интернет оказывает на молодые умы. В отношении интернет-провайдеров и онлайнового контента в стране действуют строгие ограничения. Онлайновые игры постоянно запрещают, а доступ к таким популярным сайтам, как Facebook, время от времени перекрывается.

Но молодые вьетнамцы почти не читают скучные, подконтрольные государству средства массовой информации. Онлайновые игры, социальные сети, музыкальные и новостные сайты VNG, по ее данным, уже привлекли 18 млн пользователей, что составляет 60% от всей интернет-аудитории Вьетнама. «Тем не менее мы постоянно поддерживаем связи с правительством и ведем с ним диалог», – признается Мин.

Необходимость угождать правительству ставит вьетнамских предпринимателей в неравные условия с их иностранными конкурентами, говорит Генри Нгуен, управляющий партнер IDG Ventures Vietnam, венчурной компании в Хошимине, которая инвестировала в VNG и Socbay.