Исследователи выяснили, на что тратят время руководители компаний
undefinedОколо трети своего рабочего времени руководители западных компаний отводят переговорам, утверждают авторы WSJ, ссылаясь на результаты исследования Harvard Business School. График российских гендиректоров более чем наполовину отведен деловым встречам, утверждают отечественные эксперты. Они уверены: экономить время отечественным директорам помогут новые технологии коммуникаций.
Куда уходит время
Не менее трети своего времени (18 часов стандартной 55-часовой рабочей недели) руководители компаний проводят на встречах, около трех часов посвящают деловым звонкам, пять часов - деловым завтракам, обедам и ужинам, утверждают исследователи Harvard Business School, опросив личных секретарей более 500 руководителей крупных компаний во всем мире. По данным исследователей, в среднем только шесть часов еженедельно (менее десятой части рабочего времени) топ-менеджеры отводят индивидуальной работе за закрытыми дверями.
"Руководителям российских компаний приходится тратить гораздо больше времени на встречи и переговоры, чем их коллегам", - уверен управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert Игорь Шехтерман. В среднем конфиденциальные встречи занимают не менее 50% рабочего времени наших CEO, уверен он. По мнению Шехтермана, это связано с тем, что западный бизнес более формализован и лучше структурирован, поэтому "личностный фактор" в его делах имеет меньшее значение. Российскому же руководителю приходится лично решать проблемы как со своими коллегами внутри компании, так и с клиентами и различного рода госорганами.
Как тратят время в России
"Профессия управляющего – это прежде всего аналитическая работа. Однако сейчас я руковожу бизнесом, который находится в стадии изменений, поэтому 70% моего времени посвящено встречам и переговорам, - рассказывает управляющий директор УК "Тройка диалог" Антон Рахманов. Обычно он делит день на две части: первая половина – это внутренние дела управляющей компании, с трех часов – внешние встречи, переговоры с партнерами, общие мероприятия компании. "За день в среднем я провожу две внешние встречи и три-четыре внутренние, - рассказывает Рахманов. - Обеденное время я тоже использую для встреч с управляющими или с заместителями, обсуждая за едой текущие дела". По его мнению, в российском бизнесе времени на переговоры уходит не больше и не меньше, чем в западных компаниях.
С Рахмановым не согласен управляющий партнер PwC в России Дэвид Грэй. "В России топ-менеджеры склонны проводить больше времени на встречах, чем их западные коллеги, - считает он. - Возможно, в большинстве случаев такая тенденция связана с особенностями структуры управления бизнесом, когда окончательное решение принимается только на уровне высшего руководства и только по результатам совещания, от чего календарь зачастую состоит из одних встреч". По мнению Грэя, в российском бизнесе ключевую роль играют отношения между людьми: "Личные встречи гораздо важнее в такой культуре, будь то деловые встречи, встречи за завтраком, обедом, ужином или просто за чашкой кофе". Во всяком случае, управляющий партнер PwC старается следовать этой традиции.
По словам Грэя, его рабочий день обычно включает 6-7 встреч: это одна-две встречи с клиентами, встреча с клиентом вне офиса, несколько встреч, которые касаются управления людьми и собственно бизнеса. Кроме того, дважды в неделю Грэй посвящает свои вечера деловым встречам за ужином.
Как экономить на встречах
Одним из способов сократить затраты времени и средств на переговоры - применение современных средств коммуникаций. По наблюдению Шехтермана, практика переговоров на удаленном доступе получила широкое распространение в России лишь в последние пару лет. По его мнению, отчасти это связано с технологическим прогрессом, отчасти - с экономией компаний в кризис. Он вспоминает: "Если раньше на финальной стадии переговоров иностранного топ-менеджера наши клиенты привозили на переговоры в страну, то теперь предпочитают побеседовать с ним по конференцсвязи".
"Для меня видеоконференции и совещания – это очень удобный формат в повседневной работе, и у меня к нему нет никаких предубеждений. Большинство рабочих вопросов можно быстро решить, соединившись с коллегами из других регионов", - говорит Михаил Жуков, гендиректор компании HeadHunter. Он рассказывает, что раз в неделю он проводит рабочие совещания со всеми 12 филиалами компании, в том числе с Украиной, Казахстаном и Белоруссией, используя видеосвязь. "Безусловно, в абсолют подобный формат возводить не стоит, иногда с людьми нужно встречаться и вживую, - замечает Жуков. - Например, раз или два в год я обязательно лично встречаюсь со всеми региональными директорами". Кроме того, по его словам, существуют такие встречи, например с важными клиентами и партнерами, которые тоже по видеосвязи не провести - нужно общаться лично. Да и давать разговаривать с сотрудниками по личным вопросам нужно при личной встрече, считает Жуков.
"В офисе Philips специально оборудована переговорная комната с системой видеоконференцсвязи, которая обеспечивает коммуникацию высокого качества и создает ощущение присутствия собеседника в комнате", - комментирует тему Арьян де Йонгсте, гендиректор Philips в России, на Украине, в Белоруссии, Закавказье и Центральной Азии. По его словам, преимущества этой системы уже оценили руководители компании, которые проводят совещания с коллегами из других офисов примерно два-три раза в неделю. "Технология телеприсутствия практически исключила необходимость ездить в командировки в другие страны и регионы ради одной встречи, - говорит руководитель представительства Philips. - Однако необходимо признать, что для переговоров с главами компаний, находящихся в России, чаще проводятся личные встречи, в данном случае они более эффективны».
"Российский бизнес постепенно приходит к осознанию того, что мобильность сотрудников равнозначна повышению их эффективности. Эту идею подхватывают вендоры, которые предлагают рынку весь спектр решений, необходимый для того, чтобы сотрудник был все менее зависим от офиса, - замечает Валентин Тимаков, заместитель генерального директора по персоналу IBM в России и СНГ. Интернет-конференции входят в этот класс решений, способствуя значительной экономии времени на разъезды по офисам партнеров и заказчиков. Доля мобильных сотрудников по всему миру к 2013 г. составит 35%, и эта статистика, безусловно, поддержит общий курс на мобильность".
"Думаю, что большинство крупных распределенных компаний уже давно используют интернет-совещания, - считает Жуков из HeadHunter. - Но наша компания в этом плане в некотором роде опережает многих, потому что даже некоторые внутренние рабочие совещания внутри московского офиса проводятся через интернет-конференции". Он вспоминает, как в конце прошлого года руководители направлений (разработка, веб-сервисы, отдел персонала, маркетинг) рассказывали всем сотрудникам компании о достижениях за год и планах на следующий. Часть людей собралась в московской переговорной, но большинство, в том числе и регионы, были подключены к встрече через интернет".