Советы консультанта: Мост через яму


Поколение бебибумеров (родились в период с 1943 по 1964 г.), которое до сегодняшнего дня составляло основу работоспособного населения, стремительно уходит на пенсию. Во всех странах мира. Но ни в одной стране нет столь катастрофического положения, как в России.

По данным Росстата, в российском поколении Y (родились позже 1981 г.) людей меньше в 2,5 раза. А по данным ООН, доля населения в возрасте от 20 до 64 лет в России к 2025 г. сократится почти на 13%. Уже сейчас компаниям непросто заменить уходящих на пенсию работников, а через 10–15 лет соперничество за кадры превратится в войну.

Большинство современных кадровых практик настроены на смену одного многочисленного поколения другим – не менее многочисленным. Например, кадровый резерв призван выявлять лучших среди нового поколения, ставить перед ними амбициозные задачи, обеспечивать интересной работой, с которой они справятся лучше, чем старшие коллеги. Другой пример – система мотивации на результат: расчищает дорогу перед молодыми, которые стремятся и много работать, и хорошо зарабатывать. Третий пример – система наставничества, ориентированная на быструю передачу опыта молодым людям. Словом, примеров масса.

Мы обсуждали проблемы демографии с клиентами из разных отраслей экономики и пришли к выводу, что следствия надвигающейся демографической ямы для промышленности и для компаний сферы обслуживания принципиально различны.

Промышленность уже проиграла соревнование за молодежь – негативный имидж, связанный с тяжелым физическим трудом, ничтожной оплатой и низким уровнем безопасности, сделал свое дело. Если молодых привлекать трудно и дорого, значит, нужно удерживать пожилых опытных рабочих. Однако простое решение – увеличить пенсионный возраст– будет неэффективным.

Работа на предприятии, как правило, связана с тяжелым физическим трудом – пожилому человеку уже не справиться. В то же время освоить новое автоматизированное оборудование пожилой человек тоже не может, так как в этом возрасте способность к обучению снижается. Положение может поправить не автоматизация, а малая механизация труда – применение простых в управлении механизмов, которые позволят опытным рабочим действовать привычным образом, но с меньшей затратой физической силы.

Система мотивации на производстве должна быть основана не на культуре достижений, а на культуре ценностей и работе в коллективе. Ведь часто именно жизнь в коллективе удерживает людей от ухода на пенсию.

Для предприятий становится важна пропаганда здорового образа жизни и забота о здоровье персонала. А привлечь молодых можно за счет создания цехов с совершенно новым оборудованием (при сохранении цехов со старым оборудованием и опытным персоналом).

Компании сферы обслуживания – в первую очередь ритейл – ждут иные последствия демографической ямы. Кадровые стратегии компаний этого сектора основываются на высокой текучести линейного персонала: они не пытаются удержать людей, а строят систему быстрой замены. Такая стратегия до недавнего времени была оправданна – в США, например, через McDonald’s прошло почти 70% населения страны.

Сегодня, дабы подстраховаться, одни компании научились использовать труд людей с ограниченными возможностями, другие начали привлекать мигрантов. Однако трудно себе представить мигрантов в роли консультантов магазинов бытовой техники или брендовой одежды. Так что же делать ритейлу?

С одной стороны, компаниям необходимо задуматься над тем, как уменьшить потребность в персонале. Может помочь автоматизация простейших операций: банкоматы, терминалы выдачи билетов, оплаты мобильной связи и проч. С другой – необходимо изменить идеологию работы с временной на постоянную. А именно повысить квалификацию труда линейного персонала – разнообразить и обогатить этот труд. Важным инструментом может стать смещение акцента в работе с клиентами – от транзакций (выполнение конкретных операций по поручению клиента) к консультациям (выявление потребностей, совместный поиск оптимального решения): сотрудник начнет выступать в роли эксперта.

Придется заняться планированием карьеры этих работников, преобразовать систему мотивации, штрафов и наказаний. Должна появиться четкая зависимость дохода от уровня профессионализма. Люди должны перестать чувствовать себя ресурсом и начать чувствовать себя партнерами. В этом выход ритейла.