Директора «Аэрофлота» добились повышения премиальных

Как стало известно «Ведомостям», уже со следующего года вознаграждения директоров «Аэрофлота» могут вырасти в пять-семь раз и приблизиться к уровню частного конкурента, «Трансаэро»
М.Стулов

На прошлой неделе совет директоров «Аэрофлота» утвердил новую редакцию положения о вознаграждениях директорам. Детали представители компании не раскрывают. Но «Ведомостям» их рассказал источник, близкий к совету, и подтвердил собеседник, близкий к «Аэрофлоту».

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания России. основные акционеры – государство (51,2%), «дочка» компании «Аэрофлот финанс» (9,56%). капитализация – $1,7 млрд (РТС). выручка (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.) – $2,34 млрд. прибыль – $377 млн.

При прежней системе директора получали в среднем по 725 000 руб. в год. Им платили за посещаемость (37 500 руб. – за заочное голосование, 50 000 руб. – за очное заседание), за председательство на заседаниях (43 750– 62 500 руб.) и в комитетах (по 200 000 руб.), говорит источник, близкий к совету. А новый вариант, по его словам, включает две составляющие вознаграждения – фиксированную (или базовую) и переменную (премиальную). Размер первой части зависит от статуса: для рядового директора – 1,8 млн руб., для участника комитета – 2 млн, для председателя комитета – 2,5 млн, а для председателя совета – 3 млн руб. (с июля этот пост занимает Кирилл Андросов, бывший замглавы аппарата правительства, а сейчас – управляющий директор швейцарской Altera Capital Management AG). Базовая часть тоже зависит от посещаемости: начиная с третьего пропущенного заседания она сокращается на 5% (включая заседания комитетов). Но есть еще вторая часть вознаграждения – премиальная, она привязана к капитализации «Аэрофлота», которую предлагается сравнивать с индексом РТС. Максимальный размер премиальной части – 2 млн руб. А в сумме на каждого директора может выйти до 3,8–5 млн руб. И новый порядок, как предполагается, должен заработать при расчете выплат по итогам работы совета с лета этого года до июня 2012-го, отмечает источник, близкий к совету.

3,8–5 млн руб. – это, конечно, заметно ниже, чем, к примеру, у «Газпрома», лидера по выплатам совету среди госкомпаний (17,7 млн руб. на рядового директора за работу в минувшем году). Однако сам «Аэрофлот» раньше тратил такую сумму на весь совет. До 2008 г. у директоров вообще не было вознаграждений. А выплаты за прошлый год составили 5,6 млн руб. на 11 человек. Вознаграждение было «ненормально низкое», разница по сравнению с другими госкомпаниями – в 4–6 раз, говорит независимый директор «Аэрофлота» Сергей Алексашенко (в прошлом году получил 855 000 руб.). При этом ответственность высокая – одобряются сделки на сотни миллионов долларов, обсуждаются вопросы безопасности, сервиса и проч., добавляет он.

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова согласна с тем, что вознаграждения в «Аэрофлоте» низкие. Однако сейчас ситуация на рынке сложная, отмечает эксперт, а привязывать выплаты к капитализации, на которую влияет «миллион факторов», тем более странно.