Почему российские разработчики медтехнологий ориентируются на Запад

Уже семь лет российские предприниматели Геннадий Черняков и Сергей и Елена Николаевы развивают в России бизнес, связанный с применением российских разработок в лечении заболеваний легких и почек. Финансовые результаты пока довольно скромные: по итогам 2011 г. выручка может достигнуть 10 млн руб.
Е.Кузьмина
Е.Кузьмина

Разработка и внедрение прорывных медицинских технологий в России – очень тернистый путь, – говорит Александр Хасин, гендиректор российской компании «Астер-М». – Если бы мы заранее знали, как это трудно, то, скорее всего, в первую очередь выводили бы наши технологии на рынки западных стран». Но делать такие выводы могут только те, кто на собственной шкуре испытал все сложности ведения инновационной деятельности в России, считает Хасин.

До 2004 г. российские предприниматели Сергей и Елена Николаевы занимались традиционным бизнесом: развивали средних размеров пекарню «Золотой крендель» и компанию «Каскад-ВИА» по изготовлению и продаже компонентов для производства окон. «Но хотели, – говорит Николаев, – реализовать себя еще и в тех дисциплинах, которым в свое время решили посвятить жизнь: физике и математике». Николаевы окончили Московский физико-технический институт (МФТИ): Сергей в 1994 г. – факультет общей и прикладной физики, а Елена годом ранее – факультет управления и прикладной математики.

Возможность заняться высокотехнологическим венчурным бизнесом представилась им в результате стечения обстоятельств. У Елены обнаружилось серьезное заболевание, пришлось искать врачей и пробовать разные методы лечения, в том числе нетрадиционные. Так Николаевы познакомились с будущим партнером по бизнесу – доктором медицинских и физико-математических наук Геннадием Черняковым. Он взялся за лечение и по ходу подробно рассказывал пациентке о том, какие процессы происходят в ее организме. По окончании курса лечения в 2003 г. Николаевы задумались о коммерциализации изобретений и методов Чернякова.

Годом позже начали воплощать идеи в жизнь – создали прототип, начали работать с патентами, подали заявку на прохождение клинических испытаний, зарегистрировали юридические лица: ООО «Новые технологии» – занимается научными разработками и производством, ООО «Астер-М» – маркетингом и продажами, а ООО «ТСТ групп» – интеллектуальной собственностью, рассказал Хасин.

По данным ЕГРЮЛ на 11 августа 2009 г., ООО «Астер-М» владели в равных долях Елена и Сергей Николаевы, а учредителями ООО «Новые технологии» (данные ЕГРЮЛ на 2 декабря 2009 г.) были Сергей Николаев (35%), Елена Николаева (35%) и Геннадий Черняков (30%). Единственным владельцем ООО «ТСТ групп» (данные ЕГРЮЛ на 25 сентября 2009 г.) числится Елена Николаева. В настоящий момент планируется реорганизация юридических лиц с целью дальнейшего привлечения внешнего финансирования.

Инструмент не панацея

До 2004 г. в течение более чем 15 лет Черняков работал заведующим кафедрой биофизики Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, но в те времена о выделении денег на исследования вообще говорить не приходилось.

Черняков рассказал Николаевым о двух своих изобретениях. Первое было связано с лечением бронхиальной астмы, второе – с диагностикой мочекаменной болезни. Оба стали предметом коммерческих проектов компании.

Вначале был создан аппарат «Астер». К этому моменту у Чернякова многое уже было готово: даже были попытки производства прототипа стационарного физиотерапевтического аппарата в 90-е гг. «Но только я эту тему на время закрыл, – говорит он. – С уральскими производителями разошлись по вопросам качества продукции».

Принцип действия аппарата заключается в воздействии сверхслабого потока электромагнитных волн нужной длины на кожную поверхность верхней части груди пациента. По словам разработчиков, излучение нормализует работу гладкой мускулатуры бронхов, восстанавливает капиллярный кровоток и снимает отек в слизистом слое бронхов, восстанавливает вязкость слизи, что и приводит к благоприятным для здоровья пациента эффектам: выводится мокрота, уменьшается количество приступов удушья и периодов обострения, увеличивается продолжительность ремиссии.

По инициативе Николаевых удалось создать новую портативную версию для индивидуального применения, наладить производство, пройти клинические испытания и получить патентную защиту в 10 странах мира.

В большинстве стран защищен сам аппарат и принцип, на базе которого можно реализовать методы лечения. Говорить, что предлагаемая технология – это панацея, категорически неправильно, утверждает Черняков: «Без инструмента и осу не убьешь, но сам по себе инструмент без методики лечения ничего создать не может».

Второй проект – прибор для ранней диагностики мочекаменной болезни готовится к прохождению клинических испытаний в Европе.

В эти проекты, по оценке Николаева, инвестировали около $2 млн. Почти четыре года (с 2005 по 2009 г.) ушло на доклинические и пострегистрационные исследования, рассказывает Хасин, выпускник того же МФТИ, в прошлом консультант российской консалтинговой компании Strategica (сейчас Strategy Partners). Только благодаря им можно подтвердить эффективность использования аппарата при астме, ХОБЛ, пневмонии, бронхите. Активными продажами прибора «Астер» компания начала заниматься только с 2009 г., утверждает он.

С методикой Чернякова согласны не все. «На Западе результативность физиотерапевтического метода лечения легочных заболеваний ставится под сомнение, – рассказывает Юрий Кресин, заведующий отделением пульмонологии поликлиники при Центральной клинической больнице управления делами президента РФ. – Он не может рассматриваться как базисная терапия и используется для того, чтобы уменьшить прием лекарств, но не заменить их».

Глядят на запад

Сейчас перед партнерами по бизнесу стоит две задачи: прохождение клинических исследований в Европе и развитие продаж в России, на Украине и в Казахстане. Но самый высокий приоритет, по словам Хасина, у клинических исследований в Европе. Мотивацию для развития продаж аппарата в России снижает множество организационных сложностей в работе с российской системой организации здравоохранения, говорит Хасин.

Например, физиотерапевтические кабинеты в государственных больницах и поликлиниках закрываются в шесть часов вечера. А технология «Астер» предусматривает две процедуры: утреннюю и вечернюю. Вечерняя становится невозможной. Сотрудники компании провели исследование и показали, что использование аппарата при лечении больных пневмонией сокращает реабилитационный период с 14 до 9 дней. Руководители больниц этот результат не оспаривают, утверждает Хасин, но говорят, что у них нет достаточных организационных ресурсов, чтобы перенести процедуры из физиотерапевтического кабинета в отделение: «Кто будет нести материальную ответственность за содержание аппарата? Медсестра точно не будет».

«Российский потребитель с недоверием относится к аппарату, который что-то лечит с помощью электромагнитных волн, – поясняет Хасин. – Слишком много на рынке аппаратуры, лечащей от всех болезней». Даже документы о прохождении клинических испытаний в России мало кого убеждают. «Знаем мы, как вы их получили», – говорят предпринимателям скептически настроенные врачи, до того как сами не попробуют аппарат в действии. «Нам нужно не просто внедрять технологию, что само по себе медленный процесс, так как медицина – консервативная отрасль, но и одновременно бороться с недоверием пациентов, созданным за последние 15 лет производителями медицинских аппаратов для домашнего использования», – говорит Хасин.

«Российские разработчики медицинских технологий стремятся переносить основные усилия по маркетингу и продажам в США и Европу, оставляя в России исследования и производство», – говорит Хасин. Со вторым изобретением Чернякова предприниматели собираются двигаться именно по этому пути.

Тем не менее деятельность по продажам аппарата в России вполне успешна, говорит Хасин. Сейчас российские пациенты пользуются примерно 1000 аппаратов «Астер». Около 95% покупателей физические лица и только 5% – медицинские учреждения, в основном детские поликлиники, говорит Хасин. По итогам 2011 г. «Астер» планирует продать еще около 600 аппаратов, а указанное соотношение улучшится: 85 и 15%. Выручка же компании может достичь 10 млн руб., а деятельность, связанная с продажами в России, выйдет на операционную безубыточность, утверждает он.