Выйти из кризиса GM помогли «диетические» меры
На заводе General Motors в Лордстауне, штат Огайо, новые работники получают примерно вдвое меньше ветеранов. И это только одна из «диетических» мер, принятых руководством автогиганта в процессе выхода из кризисаНынешний успех в делах компании General Motors во многом обусловлен ростом глобальных продаж и стабилизацией цен на новые машины в Северной Америке. «Еще два года назад нам приходилось думать о том, как дотянуть до следующего года, а не о том, что делать в следующем году, – говорит финансовый директор GM Дэниел Амманн. – Теперь укрепившийся баланс позволяет заглядывать вперед на срок от трех до пяти лет, а меры, которые мы принимаем, обеспечивают нам прибыльность».
Затянули пояса
Свежий квартальный отчет позволяет оценить и масштаб превращений, произошедших с GM. Три года назад это была чрезмерно раздутая структура, терявшая деньги. Пройдя через банкротство и получив правительственную помощь в размере $50 млрд, компания доказала, что способна генерировать прибыль. GM стала гораздо компактнее. В 2008 г. на нее работало 265 000 человек в разных странах, включая 62 000 членов Объединенного профсоюза рабочих автомобильной и авиакосмической промышленности США (UAW). Сегодня штат сократился до 208 000 человек, из них в UAW состоят 49 000. Тогда у компании было в США 47 заводов, выпускавших 86 моделей автомобилей, сегодня осталось 32 предприятия и 49 моделей.
Лишний вес имеет место
Нерешенные проблемы у GM все же остаются. Амманн на прошлой неделе предупредил, что «весьма неблагоприятная экономическая картина» скорее всего негативно скажется на результатах GM во втором полугодии. Кроме того, компания по-прежнему страдает от сложной многоуровневой системы управления, тратит слишком много средств на разработку новых автомобилей и слишком медленно принимает решения. Пенсионный фонд страдает от недофинансирования, а прибыльность европейских операций компании остается низкой. Дэн Эйкерсон, председатель совета директоров и генеральный директор GM, пообещал взяться за скорейшее решение этих проблем.
История Мителла Вуда – наглядный пример того, как GM сокращала затраты. В течение 15 лет Вуд работал на заводе в Морейне (Огайо). Три года назад завод производил внедорожники, не пользовавшиеся спросом, вроде таких «пожирателей бензина», как Chevrolet Trailblazer и Saab 9-7X. Фактически это была огромная брешь в корпоративных финансах. «Был период, когда мы делали здесь пять таких неэкономичных моделей, а оперативность производства оставляла желать лучшего», – вспоминает Вуд.
Более половины убытков GM во II квартале 2008 г. – около $9 млрд – приходилось на затраты по реструктуризации. Когда компания вышла из банкротства, завод в Морейне был закрыт, производство моделей Trailblazer и Saab 9-7X – прекращено, а Вуд и еще 2300 сотрудников попали под сокращение штата. Были закрыты предприятия в Мичигане, Оклахоме, Теннесси, Висконсине, Делавэре и Онтарио.
Дополнительные меры
GM перевела облигации пенсионной системы на сумму $50 млрд в доверительный паевой инвестиционный фонд, взамен предоставив фонду долю в компании. Сокращение числа брендов с 8 до 4 помогло уменьшить на $1 млрд расходы на продажи, а также общие и административные издержки. В числе прочего были сокращены затраты на рекламу и вознаграждения руководству.
Стивен Раттнер, консультировавший администрацию Обамы по проблеме финансирования и реструктуризации автопрома США, утверждает, что результаты GM пока превосходят ожидания. «Когда вы проводите операцию и больной приходит в себя после наркоза, вы не можете быть уверены, что все прошло благополучно, – говорит Раттнер. – В случае с GM все получилось удачно».
Еще один аспект реформирования GM можно наблюдать на заводе в Лордстауне, штат Огайо, где изготавливаются машины Chevy Cruze. Стоимость рабочей силы здесь снизилась. Медицинские страховки пенсионерам теперь обеспечивает не сама GM, а трастовый фонд UAW. А сотни новых сотрудников в Лордстауне получают всего по $14 в час – вдвое меньше заработка ветеранов. И вместо пожизненной пенсионной программы им выдают пакет страховок 401K. «Теперь мы знаем, что завод будет работать долго, – говорит Грегори Мэтик, рабочий этого предприятия. – И сознавать, что выпускаемые тобой машины идут нарасхват».