Как работают службы массовых рассылок резюме
Американские соискатели, уставшие от монотонной рассылки резюме, могут поручить эту работу специальной службе. В считанные дни и даже часы резюме будет разослано в сотни, а иногда и тысячи компаний. Вот только конфузов избежать при этом не удаетсяЛетом 2010 г. американец Мел Мумджин пытался устроиться на работу на должность директора по продажам. Но, сам не зная того, он, как позже выяснилось, претендовал также на работу маникюрши, администратора в приемной и инструктора по фитнесу. Его резюме с описанием 20-летнего управленческого опыта попало даже в салон красоты, куда ходит его жена. Причем выходило так, будто он претендует на должность стилиста.
Гарри Бауер, владелец салона, подумал, что Мумджин решил пошутить.
Но самому Мумджину было не смешно. Чуть ранее он воспользовался услугами по аутсорсингу поиска работы. За $10 в месяц (в первый месяц надо заплатить $40) сотрудники службы MyJobHunter.com автоматически рассылают резюме клиента работодателям. За пять месяцев служба отправила резюме Мумджина в 500 разных мест. В течение дня после открытия какой-либо новой вакансии она автоматически сканирует резюме своих клиентов в поиске ключевых слов. В случае Мумджина такими словами были «продажи» и «розница». Если в сообщении о вакансии значились эти слова, компьютер автоматически отправлял письмо работодателю.
Мумджин не работал два года. Он говорит, что конфуз в салоне красоты лишь малая часть ущерба, который он нанес сам себе, воспользовавшись системой рассылки. «По-моему, у меня слишком высокая квалификация для работы администратором в приемной», – смеется он.
Иностранцы или компьютеры
MyJobHunter.com – единственная служба рассылки резюме, которая использует в работе специальную компьютерную программу. В другой компании – JobConcierge.com – рассылками занимаются сотрудники службы, услуга обходится в $30 в неделю. Jobserf.com гарантирует, что резюме каждого кандидата рассылает только один сотрудник. Еженедельная плата доходит до $98.
Вот только расположена компания Jobserf.com в городе Висахапатнаме в Индии. Многие ее работники устроились сюда потому, что их английский слишком плох для работы где-нибудь в колл-центре, говорит Джей Мартин, гендиректор Jobserf.com. В результате ошибок избежать не удается. Когда шесть лет назад Jobserf.com впервые нашла клиентов среди американских топ-менеджеров, индийские сотрудники фирмы умудрились отослать их резюме в компании, работающие в порноиндустрии. «Они подали заявки от имени клиентов на вакансии гендиректора или финансового директора во все развлекательные заведения для взрослых», – рассказывает он. После этого Jobserf.com запретила посылать резюме клиентов фирмам, в описании которых есть слова «развлечение для взрослых» или просто значок ХХХ.
Когда 24-летний Фрэнки Бэлинт из округа Колумбия решил воспользоваться услугами Jobserf.com, чтобы найти работу в финансовом секторе или некоммерческой организации, первый же звонок поступил из компании, продающей оборудование для детских площадок. «Я послал по электронной почте письмо служащему, который отвечал за рассылку моих резюме в Индии, и попросил его задать новые параметры поиска», – рассказывает молодой человек. В конце концов индийская компания помогла Бэлинту устроиться в фирму по поддержке предпринимателей Brooklyn Bridge в Камбодже.
Беспорядочная рассылка чревата еще одной проблемой: рекрутеры звонят кандидатам по поводу работы, а те даже не знают, что их резюме пришло в эту компанию. Так Мелисса Сербай-Кертин, региональный менеджер сети Krispy Kreme, была ошеломлена ответом Мумджина по телефону. Она позвонила ему по поводу новой вакансии, а он даже не понял, зачем она ему звонит. «Он не знал, кто я и откуда у меня его резюме. Я подумала про себя: «Да уж! Не слишком хорошее начало», – вспоминает женщина. Мумджин рассказал ей о службе рассылки резюме. К счастью, он идеально подходил для вакансии, которую нужно было закрыть. Поэтому Сербай-Кертин не придала значения тому, как именно он связался со своим будущим работодателем. Несмотря на конфуз в начале разговора, Мумджин все же получил работу в компании. В августе прошлого года он стал директором по фандрайзингу Krispy Kreme.
Лучше больше
Многие работодатели, получившие резюме от аутсорсинговых служб, даже не подозревают, что таковые существуют, рассказывает Мартин из Jobserf.com. Службы специально посылают резюме с электронных адресов, которые выглядят как личные, а не корпоративные. В итоге работодатель думает, что письмо пришло прямиком от соискателя.
В ошибках виноваты сами кандидаты, потому что неправильно формулируют критерии поиска, утверждает Санджай Дасгупта, глава Jobserf.com в Висахапатнаме. Представители MyJobHunter.com тоже говорят, что их автоматическая система поиска работы функционирует правильно, только если сам кандидат задал правильные параметры подбора вакансий.
47-летний Грег Моффитт из Хьюстона отправил через MyJobHunter.com 100 своих резюме. Однажды ему позвонил разгневанный рекрутер, который получил его письмо уже три раза. «Я знал, что 20% вакансий, на которые я претендую через автоматическую службу поиска, мне точно не подойдут. Но лучше разослать слишком много резюме, чем слишком мало», – говорит Моффитт.
Некоторые соискатели так расширяют свой поиск, что службы отправки вынуждены изымать их резюме из обращения. Так, однажды MyJobHunter.com отказалась искать работу для клиента, который пытался отправить свое резюме сразу в 20 000 компаний. Это сильно замедлило работу всей автоматической службы, рассказывает Ли Марк, гендиректор компании eDirect Publishing, которая владеет MyJobHunter.com.
Прошлой осенью Jobserf.com по ошибке направила резюме студента юридического факультета Нью-Йоркского университета в фирму, с которой он просил ее не связываться. Молодой человек хотел установить личный контакт с компанией на предмет прохождения летней практики. Резюме, которое студент послал сам, компания проигнорировала. Юрист Джозеф Манкузо из города Сиракузы (штат Нью-Йорк) удивился, узнав, что письмо пришло из аутсорсинговой компании. «Я хочу знать, что скрывается за стандартным письмом и какова личность кандидата», – говорит он.