Как российский изобретатель заработал на патентах и отсудил у PepsiCo миллион
Изобретателю Анатолию Кутьеву удалось не только выгодно продать патент на кислородный коктейль, но и отстоять права на интеллектуальную собственность, что само по себе необычно для России. Недавно он отсудил у компании PepsiCo причитающиеся ему деньги за использование патента на его изобретениеВ 2010 г. Анатолий Кутьев выиграл дело о взыскании платежей за использование патента у крупнейшего производителя соков – завода «Лебедянский» (в 2008 г. его приобрела PepsiCo). А в мае этого года выиграл второй процесс – у PepsiCo, на этот раз о взыскании неустойки. Оба дела компания попыталась обжаловать, но безрезультатно: ей пришлось удовлетворить требования истца, выплатив ему в общей сложности около 1 млн руб.
Эмигрант против автогиганта
В 1994 г. Алексей Северинский, эмигрировавший в США из СССР, изобрел и запатентовал высоковольтную систему питания гибридного электробензинового автомобиля. Она применяется в современных Prius и других автомобилях Toyota с гибридными двигателями. Северинский заявил, что Prius работает именно благодаря ему. Японцы настаивали, что двигатель – результат работы их инженеров. В 2005 г. федеральный суд США встал на сторону Северинского и обязал Toyota платить по $25 с каждой машины для США, где использовались запатентованные технологии. В списке оказались не только Prius, но и Lexus RX400h с Toyota Highlander. Северинскому показалось мало, он потребовал $98 с каждой машины и апелляционный суд снова встал на его сторону, пишет Bloomberg. Toyota оспорила это. А компания Северинского Paice обратилась в Комиссию США по международной торговле, требуя ограничить импорт японских гибридов в Штаты. Были назначены новые слушания, но ровно накануне Toyota и Paice объявили, что подписали мировую.
Рискнул и выиграл
Конфликт возник из-за того, что «Лебедянский» «активно приобретает разработки изобретателей, но забывает оплачивать интеллектуальные права», рассказал Кутьев. Он продал заводу патент на комплект для приготовления кислородного коктейля в домашних условиях, который он изобрел сам. Изобретение запатентовано в 20 странах мира. Согласно договору с «Лебедянским» Кутьев продал заводу патенты в России, на Украине и в Белоруссии за несколько сотен тысяч долларов. Договор предполагал, что изобретатель будет переуступать права на патенты и в других странах СНГ – по мере того как они там будет зарегистрированы.
«Однако завод, исполнив свои обязательства по оплате приобретенных патентов по семи странам, в одностороннем порядке решил уменьшить размер моего вознаграждения, не оплатив исключительные права на патент в Узбекистане. – объясняет Кутьев. – Получается, что о существовании договора, определяющего размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения, «Лебедянский» забыл». Изобретатель обратился с двумя исковыми заявлениями к «Лебедянскому» о взыскании вознаграждения и просрочки за несвоевременную оплату. Он рискнул вступить в борьбу с крупной корпорацией, хотя окружающие удивлялись: «Неужели ты надеешься выиграть у PepsiCo?»
Александр Костиков, представитель PepsiCo, объяснил, что процесс выдачи патента в Узбекистане, за который по условиям договора отвечал Кутьев, затянулся и к моменту, когда все было готово, его срок действия исчислялся парой месяцев. Поэтому PepsiCo обратилась к Кутьеву с предложением пересмотреть стоимость патента в этой стране: в результате деньги не были выплачены вовремя и у него появилось основание для судебного иска, уточняет представитель компании. Кутьев подал три иска к «Лебедянскому»: один был удовлетворен, второй – только частично, третий суд удовлетворить оказался. Тем не менее от Кутьева продолжают поступать новые претензии, отметил Костиков: «Создается впечатление, что им движет желание использовать нашу компанию в качестве источника дохода, поскольку о его новых изобретениях давно не слышно».
Кислородный голод
«Обычно изобретатель – творческий человек, Кулибин, который не умеет коммерциализировать свое изобретение», – говорит Валентина Орлова, руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев групп». Чтобы настоящий изобретатель, который много времени уделяет творчеству, смог жить за счет патентов, к нему надо приставлять менеджера и юриста, добавляет она. Так что случай Кутьева довольно необычный: он смог не только выгодно продать изобретение, но и отстоять права на интеллектуальную собственность в суде, считает юрист.
Как же изобретателю удалось стать успешным предпринимателем? Кутьев девять лет работал в банках. Когда он возглавлял тюменский филиал ВЭБа, у него развился синдром хронической усталости, в том числе из-за частых авиаперелетов: «Врач посоветовал мне пить кислородные коктейли». В начале 2000-х их готовили в аптеках, кислород брали из 40-литровых баллонов. Банкир ходил туда за ежедневной порцией коктейля. Тогда у Кутьева и появилась идея выпускать кислородный коктейль в таком виде, чтобы каждый смог приготовить его дома. Да и работа в банке начала тяготить его.
В 2001 г. Кутьев создал компанию «Фарматрейд», зарегистрировал марку кислородных коктейлей «О2». На разработку рецептуры, патентование и согласование в госорганах ушло около двух лет. Коктейль позиционировался как оздоровительный напиток и средство борьбы с гипоксией, от которой страдает большинство горожан.
Утолить их кислородный голод оказалось непросто. Сначала Кутьев экспериментировал на собственной кухне: раздобыл огромные баллоны с кислородом, смешивал разные компоненты, оценивал пенообразование и вкус напитка. Позже обратился к специалистам – в компанию «Союзснаб». Там по его заказу разработали рецептуру порошка-концентрата для приготовления коктейля: яичный белок, шиповник, корень солодки, пеностабилизирующие и пенообразующие добавки. Новый продукт упаковали в коробку – в ней было 16 пакетиков концентрата, газовый баллончик кислорода и стаканчик: коктейль нужно было смешивать перед употреблением.
Предприниматель организовал производство в подмосковном Красногорске: там смесь фасовали в пакетики. Нанял рабочих, вложив в дело около $200 000 личных сбережений. Баллончики с кислородом закупались у компании французской алюминиевой группы Pechiney, концентрат производил «Союзснаб».
Много сил ушло на то, чтобы добиться стабильного качества коктейля. То получалось мало пены и она быстро оседала, то напиток оставлял слишком резкое послевкусие, то вместо обещанных 16 порций получалось всего 12. Такой товар приходилось выбрасывать.
Время расслабиться
Работа с аптеками, через которые решили продавать коктейль, стала настоящей проверкой на прочность для маленькой компании. Аптеки брали товар на реализацию, а расплачивались через полгода. Рентабельность производства была невысока, росла дебиторская задолженность, первые два года даже не удавалось отбить стартовые инвестиции.
Но продукт был необычным, им заинтересовались многие. Ведущая программы «Здоровье» «Первого канала» Елена Малышева подробно рассказала о кислородных коктейлях. Сразу же после программы наши продажи выросли примерно в 12 раз, замечает Кутьев.
Два года спустя после запуска коктейль продавался во многих крупных аптечных сетях – «36,6», «Ригла», «СИА-интернейшнл». Стали поступать заказы из регионов, но дилерской сети не было. «Чтобы развивать дело, требовались коммерческие познания и таланты, которых у меня не было», – улыбается Кутьев. Тогда-то он начал патентовать изобретение в других странах. Когда объемы продаж достигли 6000–7000 упаковок в месяц, продуктом заинтересовались крупные компании-инвесторы. А в 2006 г. производитель соков «Лебедянский» приобрел компанию «Фарматрейд» и патенты. Новые владельцы провели ребрендинг марки, теперь коктейли называются «Экотейль».
Два года спустя Кутьеву пришла новая идея: наладить выпуск инновационного напитка, содержащего окись азота, в просторечии – веселящего газа. Правда, его веселящие свойства сильно преувеличены: в небольших дозах он обладает релаксирующим эффектом. «На рынке много тонизирующих напитков и энергетиков и нет ни одного релаксирующего», – объясняет предприниматель. С этой разработкой возникло гораздо больше сложностей. «Пришлось провести изучение действия напитка на организм, токсикологические исследования, заручиться положительным заключением комитета по этике, провести клинические испытания и только после этого выпустить новый продукт. Продажи воды Кутьев запустил в прошлом году в партнерстве с компанией «Аска-трейд». Воду Avia Relax предприниматель решил предложить авиапассажирам, которые нервничают перед полетом. Сейчас она продается в аэропортах Москвы. В линейке есть женская вода Ladys’s line и York Relax Lemon, которую предприниматель советует пить перед сном.