Малый бизнес в Мексиканском заливе тонет в нефти

Минул год с разлива нефти в Мексиканском заливе, а малый бизнес в этом регионе до сих пор страдает от нехватки клиентов. Многие предприятия на грани разорения

По всему побережью Луизианы, Миссисипи, Алабамы и в некоторых районах Флориды небольшие рыболовные компании, рыбные рестораны и продавцы рыбы подсчитывают убытки за последний год. Медленные темпы восстановления бизнеса после взрыва на платформе Deepwater Horizon ставят под вопрос стабильность экономики в Мексиканском заливе, констатируют эксперты.

«Малый бизнес оказывает сильное влияние на развитие экономики региона, здесь вообще мало крупных корпораций», – говорит Келли Пейс, профессор финансов государственного Университета Луизианы. На долю небольших компаний приходится более половины ВВП региона без учета сельскохозяйственной отрасли. Что касается крупных организаций, то на местном рынке труда представлены только корпорация Northrop Grumman, авиабаза ВВС США Кислер и несколько казино. Остальные рабочие места – за малыми предприятиями, которые занимаются рыболовством и туризмом.

Точные цифры ущерба, нанесенного рыболовству и туризму прошлогодней аварией, пока не известны. По предварительному расследованию, проведенному Пейсом, 75% из 1500 малых компаний, ведущих бизнес в прибрежной полосе, начали нести убытки уже в первые полгода после разлива нефти. Сегодня компании боятся разорения.

Например, рыбак Майк Френетт из Венеции, штат Луизиана, немало обеспокоен ситуацией. В I квартале 2010 г. он выходил в море 74 раза. А за I квартал 2011 г. побывал в море всего четырежды. «Мы на 96% потеряли то, чем мы привыкли заниматься», – сокрушается он. Помимо рыболовства Френетт владеет еще и туристическим бизнесом. Его компания Redfish Lodge of Louisiana LLC возит туристов на рыбалку в море, предоставляет им питание и размещение на берегу. «Воды залива открыли для пользования, но наш бизнес так и не восстановился», – сожалеет Френетт.

Некоторые исследователи утверждают, что авария в Мексиканском заливе оказала минимальное влияние на экономику региона. Так, по данным исследовательского подразделения совета по бизнесу побережья Мексиканского залива, девять из 11 городов, расположенных вдоль побережья штата Миссисипи, получили большую сумму от налога с продаж в IV квартале 2010 г., чем в тот же период в 2009 г . При этом безработица составила 8,8% в декабре 2010 г. по сравнению с 9% в декабре 2009 г. Брайан Ричард, профессор департамента экономики и развития рынка труда в Университете Южного Миссисипи, связывает хорошие показатели с наплывом спасательных команд. «Однако компании типа BP всегда размещают своих сотрудников в крупных отелях. Другое дело – семья, которая отказалась от отдыха на море из-за разлива нефти. Такие семьи чаще всего заказывают отель с одним только завтраком, и именно они были основными клиентами небольших гостиниц на побережье», – говорит он.

Френетт говорит, что продает рыбу в основном за пределами штата, но и там многие клиенты боятся, что вода заражена. В прибрежной полосе постояльцы его гостиниц редко заказывают свежую рыбу, а туристы, отправляющиеся на рыбалку в море, выкидывают обратно весь улов. Ричард из Университета Южного Миссисипи считает, что страхи клиентов Redfish Lodge преувеличены. «Тесты показывают, что мы подаем не отравленную рыбу», – уточняет он.

В городе Пикейне (штат Миссисипи) владелица семейного рыбного ресторанчика Анджелл Карбон обслуживает клиентов только четыре раза в неделю вместо пяти. Количество клиентов ее компании Dockside Seafood & Specialities сократилось на 60%. Отсутствие клиентов, снижение объема продаж рыбных изделий и колебание цен на рыбу привели к сокращению потока наличности в кассе компании. «После аварии в заливе я едва свожу концы с концами», – говорит она. Недавно посетитель ресторана пожаловался, что краб, которого ему подали, испачкан нефтью. Карбон попыталась убедить клиента в том, что это просто песок, но он все равно заказал другое блюдо.

C подобными проблемами столкнулся и фешенебельный ресторан Sycamore House LLC в городе Бей-Сен-Луи в прибрежной зоне. Чтобы привлечь клиентов, его владельцы Майкл Истэм и Стелла Ле Гардер расширили меню, включив детские и не очень дорогие блюда. «Я каждый день наблюдаю, как работники BP очищают прибрежные воды, но не уверен, что там еще осталась нефть. Слухи ходят разные, а мы каждый день боремся за выживание», – говорит Истэм.