Как за 15 лет и $15 млн создать крупнейшее осетровое рыбохозяйство
Полуразвалившееся рыбное хозяйство в Вологодской области досталось Александру Новикову за долги в середине 90-х гг. За 15 лет он инвестировал в бизнес более $15 млн и создал самое крупное в России предприятие по выращиванию осетровых и производству черной икрыКоммерческая жилка не давала Новикову покоя еще во времена СССР. Выпускник геологоразведочного института, он немало времени провел в геологических партиях, а потом увлекся реставрацией и почти все 80-е реставрировал храмы. Собирал бригады под подряды РПЦ. «Нас в те времена называли шабашниками», – смеется Новиков, вспоминая первый опыт организации бизнеса. В 1988 г. он основал кооператив «Московский бизнес-центр», стал специалистом по организации взаимозачетных сделок, столь популярных в начале 90-х. И если бы не случай, вряд ли угодил бы в рыбоводы.
За долги
«Одно из предприятий, которому мы поставили оцинкованную сталь, не смогло расплатиться деньгами и отдало мне небольшое рыбное хозяйство по разведению карпов в Череповецком районе Вологодской области. Сначала я думал его продать, – рассказывает Новиков. – Хозяйство было на грани банкротства. Что там было хорошего – так это вода, река Суда, выше по течению не было никаких хозяйственных и промышленных объектов».
Новиков о себе говорит, что «он человек дотошный»: сначала решил все на рыбную тему изучить, перелопатил гору литературы, пообщался со специалистами – и увлекся. Решил создать большое хозяйство по выращиванию осетровых. «Карп – тема неинтересная, – отмахивается Новиков. – Я сразу решил, что не буду, как другие, разводить рыбу просто «на мясо». Выращу маточное стадо и буду производить икру».
Так в 1996 г. у рыботоварного предприятия «Диана» началась новая жизнь. По словам Новикова, перепрофилирование привело к полной перестройке хозяйства – пришлось строить новые бассейны, цех, лабораторию. Единственное, что он постарался сохранить, – это коллектив. Предприниматель признает, что специалисты – технологи и рыбоводы – знали свое дело, умели обращаться с рыбой и создавать команду с нуля ему не пришлось.
По словам бизнесмена, в середине 90-х гг. маточные стада для получения икры осетровых никто не выращивал. На рынок хлынул поток браконьерской икры с Каспия. Цены упали. Никому в голову не приходило создавать такой капиталоемкий бизнес. Ведь дожидаться икры от осетра приходится 8–10 лет и риски, как в любом виде сельского хозяйства, крайне высоки. «Все мои знакомые крутили пальцем у виска, когда я рассказывал, чем теперь занимаюсь», – усмехается он. Новиков, сколотивший первый капитал еще в 80-е, а потом неплохо заработавший в перестройку, за быстрыми деньгами не гнался. Его увлекла идея.
Сумму первоначальных инвестиций предприниматель сейчас уже назвать затрудняется. Но говорит, что сумма долга, за который ему досталась «Диана», была около $300 000. А за первые четыре года он вложил в компанию около $4 млн собственных средств.
Стадо на УЗИ
Основу будущего маточного стада закупали на Конаковском осетровом заводе. В виде оплодотворенных икринок. Так с икринок и выращивали. Небольшие уже взрослые стада выкупили у загибавшихся советских предприятий. Поголовье «молодняка» постоянно увеличивали, часть продавали просто как товар. Первые 10 лет компания жила за счет продажи рыбы, ежегодно реализуя около 300 т осетровых. Оборот компании на этом этапе не превышал $3 млн.
Производить и продавать икру осетровых компания Новикова начала только в 2006 г. Тогда и появился бренд «Русский икорный дом» и одноименная группа компаний, объединившая три юрлица – рыботоварную фирму (РТФ) «Диана», ООО «Беловодье» (торговые-оптовые сделки) и «Русский икорный дом» (торговля икрой в розницу через интернет-магазин).
На территории «Дианы» построили цех для переработки, в строительство которого Новиков инвестировал, по его словам, около $2 млн.
Сейчас маточное стадо достигло 450 т (одна особь в среднем 10–12 кг), и хлопот с таким хозяйством не оберешься. Новиков рассказывает, что каждую рыбину в течение года около 20 раз вытаскивают и осматривают. Рыба не понаслышке знакома с аппаратурой для УЗИ-диагностики. «Надо было научиться тому, что в России тогда никто не умел, – содержать стадо, – говорит Новиков. – С помощью УЗИ определяли пол, регулярно осматривали самок, чтобы понять, как они развиваются».
Вы удивитесь, но рыбу, оказывается, можно доить! В компании Новикова используют две технологии получения икры – прижизненную (икру на пятой стадии созревания получают путем сдаивания) и забой (таким способом получают икру на четвертой стадии созревания). Забойная икра более жирная, калорийная и стоит на 40–45% дороже. «Но забойной технологией мы получаем не более 15% икры, – подчеркивает Новиков. – И используем под это только слабых, медленно растущих рыб, которых нет смысла тянуть годами, бесконечно увеличивая стадо».
В первый раз рыба отдает икры в объеме примерно 10% от собственного веса. С каждым годом объем икры увеличивается и может достигать 20% от веса. «В природе рыба нерестится раз в 4–6 лет. В наших условиях – раз в два года», – рассказывает предприниматель.
Новиков затрудняется сказать, сколько лет осетр может нереститься. В их стаде есть особи, которые дают икру уже более 20 лет. Их чешуйчатые бока отмечены шрамами от попыток гуманного получения икры еще в СССР – это было своего рода рыбье кесарево сечение, от которого, по словам Новикова, гибло до половины рыбин.
На вкус и цвет
«Сегодня в России черную икру производит 10 аквакультурных предприятий, – рассказывает Олег Клепиков, генеральный директор компании inFolio Research Group. – Всего осетровых выращивает около 50 хозяйств. Крупнейшие из них, по данным на первую половину 2010 г., – это РТФ «Диана» («Беловодье», Вологодская обл.) – 7,5 т; рыбоводная компания «Белуга» (Астрахань) – 2 т; «Раскат» (Астрахань) – 1,2 т; Кармановский рыбхоз (Башкирия) – 900 кг; Калужский рыбоводческий осетровый комплекс (Калужская обл.) – 200 кг.
В среднем 1 кг икры осетровых от Новикова стоит 30 000 руб. «Но черная икра всегда была деликатесом, – подчеркивает он. – В 2010 г. мы продали 10,5 т икры. На рынке легальной икры было продано 16 т, а всего наш рынок потребляет более 200 т! Государство только декларирует борьбу с браконьерами».
Оборот «Русского икорного дома» в 2010 г. составил $18 млн, из них на икру приходится около $14,5 млн. Через интернет-магазин ежемесячно компания продает икры на сумму около $200 000.
По словам предпринимателя, на оперативную деятельность компании расходуется чуть более 60% от оборота, все остальное он пускает на развитие, не изымая прибыли. Новиков планирует увеличивать маточное стадо до 2020 г. К тому моменту оно составит 1200 т. Рентабельность бизнеса оценивает в 30–35%.
Вне экономики
«Основная сложность, с которой сталкиваются производители официальной черной икры, – это ошибочное мнение, некорректно сформированное СМИ, о том, что черная икра запрещена к продаже в России, – объясняет Екатерина Антошкина, руководитель отдела маркетинга и PR ТД «Русский осетр». – На самом деле икра, добытая от рыб, выращенных на собственных рыбоводных комплексах, никогда не запрещалась и не регламентировалась законодательством». Торговый дом «Русский осетр» начал работать в 2008 г. – икру добывают на трех собственных комплексах в России и Германии. Компания также использует две технологии добычи икры – забойную и прижизненную.
Другой барьер для развития компаний – производителей официальной черной икры – браконьерство, говорит Антошкина. «По данным неофициальных источников, в Москву ежемесячно завозится около 16 т черной икры, которая впоследствии продается по всей стране. Оборот официальных компаний составляет около 12 т в год» – такие оценки приводит Антошкина.
«Потенциал развития производства черной икры находится вне экономической плоскости, а полностью зависит от политической воли государства, – отмечает Клепиков из inFolio Research Group. – Чтобы переломить ситуацию с осетровыми, необходимо принять экстраординарные меры по борьбе с браконьерством и, как минимум, удвоить мощности по воспроизводству осетровых рыб. Только эффективная работа в этих областях может обеспечить серьезный прирост производства черной икры даже на базе имеющихся хозяйств, а главное – повысить инвестиционную привлекательность отрасли».