Кофейный бизнес полного цикла – от плантации до чашки
В юности Виджи Сиддхарта хотел быть Робин Гудом, но стал совладельцем сети Cafe Coffee Day, выручка которой превысила $222 млнВиджи Сиддхарта вырос на семейной плантации площадью более 160 га и сначала учился дома, а затем в маленькой школе-интернате в отдаленном сельском районе Чикмагалур. Позже, изучая экономику в иезуитском Колледже Св. Алоизия в Бангалоре, он заигрывал с левыми политиками. «Я считал, что должен быть Робин Гудом – обкрадывать богатых и отдавать все бедным, – смеется Сиддхарта. – Но потом я понял, что в этой стране нет денег. Красть нечего. Экономика слишком мала. Поэтому я сказал себе: «Хорошо, займусь бизнесом».
В 1983 г. его отец, хотя и был настроен скептически, выделил ему на финансирование бизнеса 750 000 рупий. В Мумбае Сиддхарта пришел в офис Mahendra Kampani, в те времена самого известного инвестора на фондовой бирже, и уговорил взять его на работу. Проработав два года аналитиком и изучив все подробности торговли ценными бумагами, он вернулся в Бангалор и открыл успешную брокерскую фирму. В 1993 г. он купил акции компании Infosys, работающей в сфере информационных технологий, и заработал около $500 000, продав их спустя несколько месяцев. Сиддхарта говорит, что такая быстрая продажа была «величайшей ошибкой», но потом он начал стратегическое, долгосрочное инвестирование в индийские технологические компании через свою холдинговую компанию Global Technology Ventures.
Против «белого слона»
Молодой предприниматель также инвестировал в кофейные плантации и в 1985 г. приобрел первое поместье. Сегодня он владеет почти 4250 га и является вторым по величине производителем кофе в Индии после Tata Group.
В то время торговля кофе была монополизирована государственным Кофейным советом. Но в 1990 г. началась экономическая реформа, и Сиддхарта спонсировал поездку группы производителей кофе в Нью-Дели, чтобы убедить Манмохана Сингха, нынешнего премьер-министра, а тогда министра финансов, положить конец монополии. «Монополия была большим белым слоном, не защищающим интересы производителей», – говорит он.
Через несколько месяцев реклама и экспорт кофе стали открыты для частного сектора. Сиддхарта организовал Amalgamated Bean Coffee Trading Company (ABC) для экспорта зерен кофе со своих плантаций и плантаций других производителей, но она не была его основной работой.
К 1995 г. ABC стала крупнейшим индийским экспортером кофе-сырца. Затем, вдохновившись беседой с членом семьи Херц, владеющей немецким брендом кофе Tchibo, и автобиографией Говарда Шульца, основателя Starbucks, Сиддхарта решил создать собственный бренд кофе и добавить стоимости своим зернам: «Я подумал: брендирование даст мне в четыре раза больше денег, чем продажи на оптовом рынке».
Дорогая чашка
ABC открыла 10 маленьких магазинчиков Coffee Day Fresh and Ground, где продавался кофе для домашнего приготовления. Однако идея Сиддхарты открыть кафе на оживленной торговой улице Бангалора встретила отпор у команды руководства. «Парни со степенью МВА говорили мне, что ничего не выйдет, – вспоминает он. – Я хотел продавать кофе по 25 рупий за чашку, но в 30 метрах его продавали по 5 рупий. Они твердили мне: «Не тратьте денег напрасно».
Но Сиддхарта настоял на своем, решив использовать в качестве приманки интернет, – хотя ему пришлось потратить неделю на то, чтобы убедить бюрократов в Нью-Дели провести интернет в кофейню. «В Индии у обычных граждан тогда не было возможности подключиться к интернету, – говорит он. – Мы были одними из первых». Coffee Day Cyber Cafe открылось в 1996 г., а к 2001 г. на юге Индии было уже 20 кафе этой сети. Эта деятельность оставалась второстепенной для Сиддхарты до 2001 г., когда произошел крах интернет-компаний и в Индии появилась еще одна сеть кофеен, Barista. «Все стали говорить о них, а не о нас. Нас это сильно задело, мы совершили ошибку в бизнесе», – разводит руками бизнесмен.
Конкурентам не угнаться
Сейчас Сиддхарта сосредоточился на кофейнях. Он провел ребрендинг, и теперь они называются Cafe Coffee Day, в 2001 г. привлек капитал – $12 млн из GTV, которую потом продал, а в 2004 г. – $20 млн из Sequoia Capital, частной инвестиционной фирмы, и начал активно расширяться. Сегодня сеть Cafe Coffee Day обновляет интерьеры и меню кофеен, чтобы быть готовыми к приближающемуся, по мнению Сиддхарты, выходу на рынок Индии Starbucks.
За последние 10 лет 50-летний предприниматель, выходец с кофейных плантаций в южных горах Индии, создал самый распространенный в стране бренд кофе и кофеен. Годовая выручка составляет около $222 млн (142 млн фунтов стерлингов) и растет приблизительно на 33% в год. В прошлом году Kohlberg Kravis Roberts, частная инвестиционная фирма, возглавила консорциум, вложив $200 млн в Coffee Day Holdings, материнскую компанию, которая владеет всеми кафе, и в течение следующих трех лет Сиддхарта планирует удвоить число кофеен.