Труднее всех найти работу бывшим заключенным
Освобожденным из тюрем американцам как никогда трудно найти работу: отрасли, в которые их традиционно нанимали, претерпели значительные сокращенияАмериканец Седрик Петтуэй, освобожденный недавно из мест лишения свободы, где он провел 7,5 года за сбыт наркотиков и вооруженное ограбление, ищет работу в худших экономических условиях за последние десятилетия. Поиск длится уже семь месяцев. За это время Петтуэй отправил более 500 резюме.
«Иногда я подумываю о том, чтобы снова начать продавать наркотики», – сокрушается бывший дилер. Торговля кокаином в западной части Балтимора приносила ему более $40 000 в месяц. «Но я не хочу браться за старое», – добавляет Петтуэй.
Петтуэй не одинок. Стремясь сэкономить, американские тюрьмы освобождают досрочно тысячи заключенных. И ровно та же проблема, которая помогла бывшим заключенным выйти на свободу, мешает им начать новую жизнь.
«Даже в лучшие времена освобожденным из мест лишения свободы было нелегко, – говорит Дэвид Пэйт, профессор Висконсинского университета в Милуоки. – Теперь у них еще больше проблем».
США являются мировым лидером по количеству заключенных: 2,3 млн человек, или 0,8% населения страны, находятся в тюрьмах. За последние 20 лет ужесточение законов привело к росту бюджета на содержание тюрем более чем в четыре раза – он достиг в 2008 г. $52 млрд. Но уровень рецидивизма остается высоким. По данным исследования, проводившегося в 2002 г. федеральным Бюро юридической статистики, примерно два из трех человек, освобожденных из тюрем, снова попадают под арест в течение трех лет.
В последнее время некоторые штаты прониклись идеей, что реабилитация за пределами тюрьмы может стоить дешевле и быть более эффективной. Математика таких инициатив проста, говорит Адам Гелб, специалист по общественной безопасности Центра Пью по изучению штатов: «День содержания в тюрьме обходится государству в среднем в $79, день с испытательным сроком – в $3,42», – говорит он.
Волна освобождений совпала со значительным сокращением рынка труда ровно в тех областях, где традиционно нанимали бывших заключенных. Так, в феврале уровень безработицы среди строительных рабочих составил 27,1%, что почти в три раза выше, чем в среднем по другим секторам. При такой конкуренции работодатели могут позволить себе выбирать. Даже в бюро переписи населения США говорят, что не будут нанимать бывших заключенных для одной из самых мощных движущих сил роста рабочих мест: переписи населения 2010 г.
Бет Стивенс, более 20 лет помогающая освобожденным искать работу в округе Риверсайд, Калифорния, говорит, что не помнит худшей ситуации. Ее работодатель, Отдел уголовного надзора округа Риверсайд, столкнулся с сокращением бюджета, несмотря на рост объема работы. «Когда бывшим заключенным не на что и негде жить, они обычно берутся за старое», – говорит она.
В большинстве случаев бывшие заключенные по-прежнему получают по выходе из тюрьмы не более чем билет на автобус и карманные деньги – и часто на них сразу обрушиваются различные выплаты и задолженность по алиментам.
В Балтиморе Петтуэй обратился в Центр городских семей, некоммерческую организацию, занимающуюся подготовкой и поддержкой бывших заключенных, оказавшихся без работы. Ленни Робинсона, президента фирмы, занимающейся уборкой помещений, At Once Cleaning Services, в которую обратились сотрудники центра, беспокоит, что прием на работу бывших заключенных может испортить его отношения с клиентами.
«В данной ситуации, когда уровень безработицы так высок, работодатель оказывается на коне, – говорит Робинсон. – Если у меня есть два претендента на работу и я проверю их прошлое, то возьму того, у кого все чисто».
Умный, доброжелательный, с правильной речью, Петтуэй говорит, что смог сократить тюремный срок частично потому, что получил диплом об окончании средней школы и хорошие результаты за курс психопатологии в колледже. Работа на складе или по обработке данных, на которую он претендует, большинству американцев вряд ли покажется интересной. Но Петтуэй говорит, что на все готов ради дочери: «Я хочу доказать делом, что не вернусь к прошлой жизни».