«Я последним в компании узнал о собственном назначении»
Главе крупнейшего в Турции холдинга – Koc Holding волей-неволей приходится быть дипломатом: он возглавляет семейный бизнес, большинство голосов в совете директоров которого принадлежит членам семьи Коч. Но Булгурлу успешно маневрирует: воплощает в жизнь собственные замыслы по развитию компании и не конфликтует с акционерами, объясняя это такими чертами своего характера, как спокойствие и отсутствие явных амбицийKoc Holding
Промышленный холдинг. Финансовые показатели (6 месяцев 2009 г.): выручка – $12,4 млрд., чистая прибыль – $415 млн. Акционеры: семья Коч (70,52%), фонды Vehbi KoН Foundation (7,15%) и KoН Holding Pension & Assistance Foundation (1,99%), в свободном обращении – 20,34% акций. Капитализация – $6,1 млрд. В группу входит единственный в Турции нефтяной завод (восьмой по величине в Европе), четвертая по размеру банковская сеть. У группы СП с Ford и Fiat, обеспечивающие около половины турецкого автопроизводства. Группа занимается добычей угля и металла, выпускает тракторы, владеет сетью АЗС и проч. В России у группы завод по производству бытовой техники Beko (Владимирская обл.), «Япы креди банк Москва».
С самого начала встречи 63-летний Бюлент Булгурлу удивляет меня, начав увлеченно и восторженно рассказывать о новой кофе-машине, которую выпустила одна из компаний группы – Arcelik. Аппарат за $200 производит прекраснейший турецкий кофе, нахваливает Бюлент: «Все дело в специальном механизме по кипячению воды и обработке кофейных зерен. Сделав глоток, вы понимаете, что пьете именно турецкий, а не итальянский кофе!»
Булгурлу одет элегантно, но скромно, примерно так одеваются профессора. Он говорит обдуманно, без лишних эмоций. Такой стиль очень подходит человеку, который за 33 года работы в Koc Holding проложил себе дорогу к вершине управления холдингом и сблизился с владеющей бизнесом семьей Коч, которая, как он сам говорит, никогда не допустит к власти явно амбициозных людей. «Я последним в компании узнал о собственном назначении», – говорит Булгурлу, возглавляющий Koc с мая 2007 г.
Бюлент Булгурлу родился в 1947 г. в Анкаре. Первое образование получил в области инженерного дела и архитектуры в Университете Анкары. С 1972 г. работал инженером-исследователем Elliot Stromme. В том же году стал помощником преподавателя и исследователя Норвежского технического университета. В 1979 г. он вернулся к работе инженера в компании Garanti Insaat, а через 11 лет возглавил эту компанию.
В 1996 г. в его карьере происходит резкий поворот. Он начинает работать в подразделениях крупнейшего в Турции холдинга Koc Holding, которым владеют члены семьи Koч. Сначала он стал вице-президентом, а с 2000 г. – президентом туристического и строительного подразделения Koc. С 2004 г. возглавил подразделение по производству потребительских товаров длительного пользования и строительства. В его же ведении деятельность компании Arcelik – лидера турецкого рынка бытовой техники, выпускающей бытовую технику под марками Beko и Arcelik на заводах в Турции и Румынии. В 2007 г. Булгурлу был назначен генеральным директором всего Koc Holding.
«Бюлент – игрок международного уровня, он понимает обстановку в каждой из отраслей, которыми занимается холдинг», – говорит Джон Макартур, бывший декан бизнес-школы Гарварда, 10 лет проработавший неисполнительным директором Koc.
Главам крупных групп со сложной структурой несвойственно обращать внимание на отдельные аспекты бизнеса: их внимание приковано к ключевым показателям различных подразделений. Несмотря на свое восхищение кофе-машиной, Булгурлу вполне соответствует образу, описанному Макартуром. Он вспоминает, как удивлял коллег отсутствием интереса к тому, чем те заняты целыми днями. «Начав работать в Koc, на первых встречах с менеджерами я пытал их о финансовых показателях, а они в ответ пытались рассказать о сетях отелей, качестве туров и т. д., – смеется он. – Поначалу нам трудно было найти общий язык, но мы все же преодолели все трудности и отлично ужились».
Булгурлу говорит, что ему свойственно спокойное восприятие жизни, которое сложилось, видимо, в ходе шестилетней работы в Норвегии бок о бок с флегматичными жителями этой страны. К скандинавам он попал в 1971 г., когда работал в Норвегии инженером-исследователем и одновременно писал докторскую по гидравлике. Там же он познакомился с девушкой, которая позже стала его женой.
Хотя жизнь за границей ему понравилась, Булгурлу все же считает Норвегию слишком спокойной страной даже для такого спокойного человека, как он сам. Ему не хватало драйва. Возглавив Koc Holding, Булгурлу сначала стал избавляться от подразделений, которые считал малоперспективными, в частности, выставил на продажу туристический и конструкторский бизнес. Одновременно с этим Булгурлу начал входить в новые секторы – он лично приложил немало сил, чтобы Koc в 2005 г. в ходе приватизации приобрел свой первый нефтеперерабатывающий завод.
«После всего этого мы поняли, что все-таки немного переборщили с расширением и необходимо [продать ряд направлений бизнеса], чтобы уменьшить долг», – говорит Булгурлу.
В итоге в 2006–2008 гг. Koc избавился от акций в 11 бизнесах, получив $3 млрд. Сейчас в распоряжении компании $700 млн наличных.
«Я не утверждаю, что мы предсказывали экономический крах, но у нас были подозрения, что мировая экономика неизбежно замедлится, – вспоминает Булгурлу. – Выйти в кэш и положить его в банк казалось довольно взвешенным решением, и, оглядываясь назад, я доволен, что мы так и поступили».
«Мы» – это он и главные акционеры холдинга, члены семьи Коч. В подобных семейных компаниях ключевым вопросом выживания генерального директора становятся его взаимоотношения с семьей владельцев. В данном случае обе стороны, кажется, довольны друг другом. На вопрос, как он делит власть с членами семьи Коч, до сих пор занимающими немало мест в совете директоров, Булгурлу отвечает с присущим ему тактом. «Нам удалось достичь взаимопонимания по поводу того, что является долгосрочными интересами группы, – спокойно говорит он. – Я в который раз убеждаюсь, что, когда имеешь дело с доброжелательными и интеллигентными людьми, всегда можно прийти к консенсусу». К счастью для Булгурлу, он был не первым, а шестым чужаком во главе семейного бизнеса Koc. Источник FT считает, что отец и внук основателя холдинга (см. врез) «прислушиваются к мнению Булгурлу; он всегда готов к разговору о бизнесе, хорошо разбирается в непростой структуре холдинга и специфике его бизнесов». По мнению газеты, в следующем году Булгурлу собирается в отставку и сейчас занят поиском преемника, который наверняка тоже не будет членом семьи Коч. Родственники основателей крупных семейных компаний, учрежденных в прошлом и позапрошлом веке, частенько не дотягивают до уровня гендиректора и передают бразды правления бизнесом сторонним менеджерам – как в случае с BMW, Peugeot Citroen и проч. Но в последние годы эта тенденция стала меняться. Отпрыски основателей возвращаются к руководству компаниями, привнося в бизнес семейные традиции управления, как произошло, например, в Toyota и Seiko.
Бизнес семьи Коч
Резиденция семьи Коч расположена в самой престижной части Стамбула, занимает большую территорию, окружена высоким забором, за которым можно разглядеть шикарное здание, похожее на замок, в котором живут члены семьи Коч. На флагах логотип группы – баран. Крупнейшая турецкая промышленная группа Koc Holding возникла в 1926 г. Ее основал Вехби Коч, которого называли самым выдающимся бизнесменом Турции прошлого века. Cначала она представляла из себя сеть магазинов. В 1948 г. Кос создала СП с General Electric по производству электроламп. Сегодня 49-летний внук Вехби Мустафа Коч занимает кресло председателя совета директоров Koc. Его 79-летний отец Рахми Коч работает в компании с 1958 г. и сейчас входит в ее совет директоров, состоящий из 15 человек. Также в совете еще два члена семьи, контролирующей 80% акций холдинга.
Предчувствие кризиса
Самой крупной сделкой по реализации активов, которую провел Бюлент Булгурлу, стала продажа за $1,6 млрд 50,8% акций компании Migros – крупнейшей сети супермаркетов в Турции. Интуиция не подвела руководителя Koс – Migros была продана на пике цены накануне мирового финансового кризиса. FINANCIAL TIMES