«Играем Шекспира»: бенефис для кукольного племени
Шесть великих пьес за 80 минут в новой постановке Театра кукол им. С. В. Образцова«Сон в летнюю ночь», «Ричард III», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» (и кое-что еще) уместились в новом спектакле Театра кукол им. С. В. Образцова «Играем Шекспира». Название выбрано не случайно: спектакль выстроен на приеме театра в театре, на игре в игру. Пока публика занимает места, в черном кабинете сцены (черные кулисы и задник) уже ходят актеры в роли... самих себя. Перебрасываясь остроумными репликами, они метут пол, фехтуют, повторяют слова.
Эта обыкновенно недоступная зрителю закулисная жизнь – тот фоновый сюжет, из которого один за другим как бы выталкиваются сольные и парные эпизоды. Отрывки из шекспировских пьес будто разыгрываются в ходе репетиций. Текст сочится афоризмами, каламбурами, аллюзиями и цитатами. Его автор – сценарист, драматург Сергей Плотов, известный многими телевизионными, эстрадными, театральными проектами, среди которых сериал «Моя прекрасная няня», «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в «Мастерской Петра Фоменко» и др.
Все выбранные пьесы, кроме «Сна в летнюю ночь», – трагедии, и задача сценок между ними отчасти в том, чтобы облегчать жанр. Они торопятся иронией сбивать трагическую строгость. Но при том, что юмора много, чистой комедией спектакль не назовешь – в нем печали не меньше, чем веселья и озорства.
Режиссер Виктор Никоненко (он же художник-постановщик Театра им. С. В. Образцова) поднимает темы и вопросы, близкие лично ему. Постановка – это его признание в любви: актеру, кукле, театру как таковому. Теплое, «знающее» чувство замешено на жалости и благоговении. Такое основание – нежность к человеку, ввязавшемуся в самое тленное из искусств, – объясняет целый ряд режиссерских решений.
Например, почему Шекспир? Вероятно, потому, что почти каждый актер мечтает сыграть Гамлета, Отелло, Лира. Эта возможность хотя бы короткого прикосновения к заветному автору – подарок постановщика артистам. А почему такие куклы – сразу марионетки, планшетные, перчаточные, тростевые? Видимо, потому, что режиссер старается не обидеть ни одно кукольное племя и каждому дать бенефис.
У всех пьес по одному эпизоду, и только «Гамлет» вводится в действие несколько раз. В начале спектакля звучит монолог с наставлениями артистам: «Говорите, пожалуйста, роль, как я показывал: легко и без запинки...» Позже – знаменитое: «Быть или не быть». И затем сцена с могильщиками, где Гамлет обращается к бывшему королевскому шуту: «Бедный Йорик!..», держа в руках его череп, на который нацеплен скомороший колпак со звенящими бубенчиками. Это важный образ в контексте общей темы: если от писателя останется слово, от художника – картина, то от лицедея – ничего, кроме, может быть, такой вот смешной шапки.
«Играем Шекспира» отчасти напоминает капустник, представление на местные злободневные темы. И шутки, и горькие слова, звучащие здесь, легче тронут артиста, чем не приближенного к театру человека. «Если актер не играет, его как бы и нет вовсе», «Несыгранные роли и спектакли копятся внутри и болят», «Артист сыграет и на пустой зал, и на пустой карман, и на пустой желудок...» – таких реплик немало. И все же это не замкнутая на «своих» история, ее размыкают те самые отрывки по Шекспиру. Актеры демонстрируют друг другу (и зрителю, конечно) мастерство, почти соревнуются. Беззлобное соперничество держит напряжение спектакля, высекает скрепляющий действие конфликт, формирует рельеф.
В «Сне в летнюю ночь» сплетаются смешное и жуткое. Рядом с уморительным бутафорским львом – персонаж в огромной маске, заставляющий вспомнить страшный мультфильм «Калиф-аист». Монолог из «Ричарда III» (Андрей Нечаев) превращен силой актерского таланта в полноценный спектакль, пусть и короткий. Сломанная поначалу кукла постепенно собирается. Образ отражает душу этого уродливого, жестокого и вместе с тем несчастного короля. «Быть или не быть» стал диалогом между Гамлетом-актером (Дмитрий Чернов) и Гамлетом-куклой, а короля Лира вообще играют вчетвером – гигантская голова, два глаза (два артиста), тело и голос героя (Владимир Беркун). И весь этот калейдоскоп эпизодов сопровождается живой музыкой, руководящей атмосферой и настроением спектакля. Композиторы – Артем Якушенко и Юрий Матвеев (дуэт «Белый острог»).
В одной из сцен актеры говорят, что театр бывает живой, бывает мертвый и, наконец, ни живой ни мертвый – и таких большинство. «Играем Шекспира» кажется сшитым из заплат и лоскутов, как костюм Арлекина или занавес, появляющийся в конце. «Кусочки», из которых он составлен, неравнозначны в художественной силе. При ясности темы в нем пока еще присутствует коллажная пестрота. Одни находки и остроты входят в действие органично, другие выглядят внезапными, случайными, чужими. И все-таки при всех шершавостях, вне всякого сомнения, это живой театр.