Алексей Фурсин: «Хотим, чтобы Москва стала культурной площадкой для БРИКС+»

Руководитель департамента культуры Москвы о новых KPI и международном сотрудничестве
Руководитель департамента культуры Москвы Алексей Фурсин/ Максим Стулов / Ведомости

О кадровых перестановках сразу в трех столичных театрах было объявлено 7 июня. Новым директором «Современника» был назначен Владимир Машков. Константин Богомолов стал худруком Театра Романа Виктюка, а Евгений Герасимов занял аналогичную должность в Московском академическом театре сатиры. Все трое при этом сохранили текущие должности худруков: Машков – в Театре Олега Табакова, Богомолов – в Театре на Малой Бронной, Герасимов – в Театре на Малой Ордынке.

Это первые крупные рокировки в театрах Москвы с сентября 2023 г., когда в столичном департаменте культуры сменился руководитель. На этот пост был назначен Алексей Фурсин, ранее возглавлявший департамент предпринимательства и инновационного развития города.

О том, что станет базисом для развития культурной сферы Москвы, об изменении системы оценки эффективности столичных театров, музеев и парков, а также о том, как создание инфраструктуры для кинопроизводства позволит привлечь зарубежные съемочные группы, и в целом о перспективах расширения международного партнерства – Фурсин рассказал в интервью «Ведомостям».

– Комментируя в сентябре 2023 г. ваше назначение на должность руководителя департамента культуры Москвы, ваш предшественник Александр Кибовский заявлял, что сейчас пришло время для создания в Москве творческих индустрий мирового уровня. А как вы для себя на тот момент формулировали то, с чем вы хотели бы прийти и что реализовать на посту руководителя столичного департамента культуры?

– Четыре года назад департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы, которым я на тот момент руководил, начал заниматься развитием творческих индустрий столицы. Их тогда еще даже не называли «креативными». Мы изучали международный опыт в этой сфере, по каким принципам она работает, какие экономические меры стимулирования здесь существуют и т. д. И последние два года, занимаясь в числе прочего развитием творческого бизнеса в Москве, мы так или иначе соприкасались со сферой культуры. Это логично, поскольку творчество, создание IP (Intellectual property, интеллектуальная собственность. – «Ведомости») – неотъемлемые части креативного бизнеса. Наверное, этот наш опыт Александр Владимирович и имел в виду, говоря о том, что наступило время для создания в Москве творческих индустрий мирового уровня. И в этом с ним нельзя не согласиться.

Для меня руководство департаментом культуры было и по-прежнему является определенным вызовом. Мы с моей командой начали свою работу с аудита той огромной инфраструктуры, которой управляет департамент. Чтобы понять, что в целом он собой представляет, и сформулировать те направления, куда мы будем двигаться в кратко- и среднесрочной перспективе. Я бы сравнил департамент с корпорацией, а если быть точнее – с корпорацией развития культурной сферы столицы. Я бы так сформулировал то видение, с которым я пришел на этот пост.

– Вы начали свою работу с аудита инфраструктуры, которой управляет департамент. А появилась ли уже определенность с теми направлениями, куда будете двигаться? Будет ли, в частности, что-то меняться в подходах к управлению учреждениями культуры столицы?

– Традиции культурной Москвы, безусловно, наша гордость и наше наследие. Своими режиссерами, танцорами, актерами, в том числе и их династиями, город известен в мире многие века. За счет того что традиции в самых разных сферах культуры сохраняются в Москве из поколения в поколение, мы и считаемся одним из самых культурных мегаполисов в мире. Так что, конечно же, мы планируем максимально бережно отнестись к культурным устоям и сохранить все самое лучшее, что было накоплено целой плеядой гениальных артистов и творцов.

– Но все же на днях в нескольких столичных театрах – «Современнике», Театре сатиры и Театре Романа Виктюка – произошли рокировки. Чем они обусловлены?

– Это абсолютно логичное решение, предусматривающее полную преемственность культурного стиля, которым известен каждый из этих театров, от одного руководителя к другому. Здесь речь идет о развитии театров с сохранением их уникальной стилистики. О популярности у зрителей, грамотном управлении, раскрытии творческого потенциала артистов. Во все указанные театры пришли знаковые люди, которые работали и продолжат работать в крупных театрах. И это значит, что со своей задачей они справятся.

Не я придумал, что конкуренция стимулирует развитие. Да, у каждого театра свои звезды, свой репертуар, своя стилистика и история. Но в то же время они все находятся в конкуренции за зрителя – московского, подмосковного, приехавшего в столицу на отдых или в командировку. И новые назначения в том числе про это. Для Евгения Владимировича [Герасимова] новая должность – это, конечно, вызов. Он готов – мы поддержим. При этом я в голове держу и дальнейшее развитие Театра на Малой Ордынке. Никто же не говорит, что он здесь достиг пика.

По Богомолову другая история. На Малой Бронной он сделал театр, который обсуждают, который пользуется популярностью у зрителя, который стал модным, как в свое время становились модными те театры, которые сейчас называют в Москве не иначе как «легендарные». Константин может делать больше, но Театр на Малой Бронной физически это вместить не может. Логично, что он начинает реализовывать задумки на других сценах. Так почему ему не дать еще одно творческое пространство, где он, я уверен, все так же свежо, заметно и с успехом будет это делать? И все будут сравнивать его работу в Театре Романа Виктюка с его же работой на Бронной.

Машков в «Современнике», если смотреть через историю жизни Олега Павловича Табакова, очень понятная и логичная история (Олег Табаков, учитель Владимира Машкова, стоял у истоков «Современника», а также основал театр «Табакерка», который теперь носит его имя. – «Ведомости»). Он горит идеей, которая дает ему дополнительные силы и уверенность. Я уверен, что у него все получится.

– А что вы вкладываете в понятие «корпорация развития» в данном случае?

– В своей предыдущей работе мы сформировали довольно много инструментов поддержки, стимулирования, для того чтобы продукт творческой деятельности довести до формального IP. Москва сегодня – это, безусловно, деловой и финансовый центр. Но также это мегаполис, экономическое развитие которого уже сейчас, а в будущем еще больше будет базироваться на интеллекте, творчестве людей, которые здесь живут. Чтобы создать для этого благоприятную почву и в конечном счете способствовать развитию культурной сферы, креативного бизнеса столицы, необходимо объединение ресурсов городской культурной инфраструктуры и бизнеса. В этом как раз и состоит задача корпорации развития.

Во-первых, сделать культурный продукт максимально доступным. Экономику здесь мы далеко не всегда, конечно, можем регулировать, так как ценообразование формируется все-таки на рыночных условиях. Но если говорить о развитии инфраструктуры, мы понимаем, что объекты культуры должны быть буквально «под рукой» – в 7–10 минутах ходьбы, чтобы москвичу – маленькому, взрослому, пожилому – в большинстве случаев не надо было никуда ехать. И речь тут не только о точке на карте, но и о контенте, его качестве и в этом смысле доступности творческого продукта высокого уровня. Добиться этого можно в том числе за счет увеличения количества культурных событий и повышения их качества, через KPI. Во-вторых, мы хотели бы развивать и знаковые объекты, которые расположены не в пешей доступности, но при этом становятся площадками масштабных, интересных событий. Рассчитываем, что все это в комплексе позволит привлечь на наши площадки и на наши мероприятия аудиторию, которая сегодня не так активно вовлечена в культурную жизнь столицы.

«Мы сейчас все вместе думаем над тем, как привлечь молодежь»

– Есть ли какие-то данные по соцдему той аудитории, которая сейчас активно вовлечена в культурную повестку Москвы?

– Объединенной аналитики по всем учреждениям культуры Москвы на данный момент нет. Это как раз и есть одна из первоочередных наших задач – собрать данные, чтобы понять, кто является на сегодня основным потребителем услуг сферы культуры столицы, какие творческие события, проекты, активности наиболее востребованы. И наоборот – какая аудитория сегодня не охвачена. По нашим данным, примерно 25% тех, кто сегодня приходит в музеи, – это посетители старше 50 лет. Доля детей при этом только 16%, а молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет – около 18%.

На самом деле дефицит молодой аудитории – это проблема, актуальная для большинства учреждений культуры Москвы, как говорят их руководители. И мы сейчас все вместе думаем над тем, как привлечь молодежь, сделать ее постоянным посетителем культурных мероприятий, какими активностями, событиями их можно было бы заинтересовать. Безусловно, для молодежи необходимо больше музыкальных фестивалей, выставок, каких-то иммерсивных и интерактивных постановок, тематических форумов и т. д.

– А какие меры планируете принять, чтобы сделать культурный продукт максимально доступным?

– Большую ставку в повышении логистической доступности и увеличении количества культурных событий мы делаем на парки. Отдых в парках является на сегодня одним из самых востребованных видов досуга у москвичей всех возрастов, т. е. здесь большой трафик. Вспомним про то, что, к примеру, Парк Горького, когда открывался в 1928 г., назывался «Центральный парк культуры и отдыха». То есть он базово создавался по модели погружения советского гражданина в культурную сферу. По такой же модели впоследствии создавались парки на территории всей страны. Посетителям здесь предлагались различные активности – это и аттракционы, и танцевальные площадки, концерты и театральные постановки, выступления поэтов, выставки художников и т. д.

Этот подход можно взять за базис, актуализировав контент под запрос современного горожанина. Мы хотим сделать городские парки, которые, кстати, также относятся к департаменту культуры Москвы, центрами притяжения и репрезентации культуры Москвы. Чтобы они стали некой точкой входа в культуру, точкой знакомства и с театром, и с выставочными проектами и т. д. И к примеру, посетитель парка, который посмотрел здесь театральную постановку или выставку, а до этого посещавший театр или музей в последний раз еще в школе, получил новый опыт взаимодействия с культурой. И в следующий раз, задумавшись о том, как провести свое свободное время, он, возможно, сделает выбор уже в пользу посещения какого-либо театра, музея или другого столичного учреждения культуры.

– В качестве одного из приоритетных направлений вы обозначили увеличение количества и качества культурных событий в том числе через KPI. Но показатели эффективности – это всегда очень болезненный вопрос для учреждений культуры. Творческий продукт – это вообще тонкая материя, и успех проектов далеко не всегда предсказуем, даже если заложить на старте работы в его основу такие базовые составляющие, как, к примеру, книжная классика или бестселлер в случае с театральной постановкой, ансамбль звездных артистов и т. д. Какие подходы при внедрении KPI вы все-таки планируете использовать?

– Согласен с вами: предсказать на 100% успех того или иного творческого проекта практически невозможно. Именно поэтому мы сейчас с индустрией обсуждаем наиболее оптимальные варианты оценки эффективности их работы. Так как я человек, который до этого занимался развитием сферы предпринимательской деятельности, где эффективность измеряется коммерческим успехом, первой мыслью было, конечно, попытаться отстроить KPI на финансовой эффективности учреждений культуры, стимулировать их к повышению доли внебюджетных средств в структуре доходов организации.

– Внебюджетные средства в учреждениях культуры сейчас – это преимущественно билетная выручка. А ее можно увеличивать и за счет повышения цен на билеты, что, в свою очередь, чувствительно уже для потребителей.

– Правильно, именно поэтому мы сейчас рассматриваем вариант внедрения в качестве KPI нескольких перекрестных показателей – рост выручки / внебюджетных средств, увеличение количества посетителей и числа самих культурных событий. По сути, большинство этих показателей и так уже давно применяются. Наша задача – выстроить эффективную систему их использования.

И главное – в изменении подходов к оценке деятельности учреждений культуры должны быть заинтересованы их руководители. А для этого необходимо, чтобы новый механизм был проработан вместе с ними и был ими принят. В моей практике не было такого, чтобы мы кому-то что-то навязывали. В сфере культуры тем более делать это нецелесообразно, поскольку, насаждая искусственно какие-то рамки, можно сделать только хуже.

«Наша основная задача – сделать так, чтобы деньги и таланты оставались здесь»

– В Москве сейчас реализуются два мегапроекта, связанных с киноиндустрией, – это кинокластер «Метмаш» на Рязанском шоссе и кинопарк «Москино» в новой Москве, которые станут крупнейшими такими объектами в стране. Почему Москва делает ставку именно на кино? Какие цели и задачи у этих проектов?

– В Москве расположено 90% кинокомпаний страны, логично, что город заинтересован в развитии этой индустрии. Уже много лет в столице существует кинокомиссия, которая помогает кинокомпаниям и продакшнам в организации и проведении городских съемок. Также осенью 2023 г. мы запустили киноплатформу – онлайн-сервис, на котором можно забронировать для съемок подходящую локацию в Москве, а также арендовать необходимый реквизит, костюмы и технику. Проанализировав запросы съемочных групп, мы пришли к выводу, что наиболее часто им нужны стандартные объекты городской инфраструктуры: полицейские участки, школы, больницы, иногда – режимные объекты, к примеру аэропорты. Организация съемок в них всегда проблема, поскольку в таком случае частично работа объекта вынужденно ограничивается на время съемочного процесса. Идея создания кинопавильонов с типовыми городскими объектами для проведения интерьерных и экстерьерных съемок возникла еще несколько лет назад. 2022 год актуализировал и в каком-то смысле масштабировал этот запрос.

После ухода из России голливудских мейджоров весной 2022 г. перед нашей киноиндустрией была поставлена задача по увеличению кинопроизводства. Мы думали, чем можем ей в этом помочь. Деньгами? Но сейчас в России уже есть три мощных государственных института поддержки создания кино- и сериального контента – Минкультуры, Фонд кино и Институт развития интернета. Совокупный объем субсидий, который они распределят в 2024 г., превысит 30 млрд руб.

Организации и учреждения, подведомственные департаменту культуры Москвы

- 102 музея и выставочных площадок
- 67 театров
- 55 парков и 11 особо охраняемых природных территорий
- 19 концертных организаций
- Большой московский государственный цирк
- Московский зоопарк
- Планетарий
- 693 библиотеки и культурных центра
- 149 образовательных организаций в сфере культуры и искусства и т. д.

Объем кинопроизводства растет, это все надо где-то снимать. А профессиональные павильоны в Москве если не круглый год, то в сезон точно всегда забиты под завязку. Кроме того, раньше наши съемочные группы выезжали снимать в Европу – сейчас такой возможности нет. Поэтому мы решили, что нужно создать все условия, чтобы у кинокомпаний была возможность снимать здесь, в Москве.

Для реализации планов и были запущены два этих проекта. Кинокластер, расположенный на территории бывшего ВНИИметмаша, рассчитан преимущественно на павильонные съемки. Общая площадь территории кинокластера «Метмаш» составляет почти 50 га, к 2030 г. здесь планируется построить 19 масштабных кинопавильонов. Кинопарк «Москино» в новой Москве предназначен в основном для экстерьерных съемок. Мы возводим узнаваемые локации городов – и не только российских (в частности, уже воспроизведены некоторые из центральных улиц Москвы), но и европейских. К примеру, в кинопарке есть локация «Берлин», где уже прошли съемки сериала «ГДР». Некоторые здания в кинопарке будут воссозданы полностью, т. е. и с интерьерами. Здесь уже есть аэропорт, очень натуралистично проработан и внутри, и снаружи. И даже есть два самолета. Первая очередь кинопарка была запущена в конце 2023 г., а в перспективе его площадь составит 1000 га.

– Как локации будут использоваться после окончания съемок проекта?

– Они будут задействованы в других проектах. У нас на некоторых локациях уже прошло по четыре-пять съемок. В перспективе мы планируем проводить различные мероприятия на этих площадках, а также запустить организованные экскурсии в кинопарк. Как показывает мировая практика, это очень востребованное сегодня направление туризма.

Кроме того, на территории кинопарка «Москино» будут размещаться мастерские по созданию костюмов и реквизита, декораций, бутафорий и т. д. Также здесь строятся объекты инфраструктуры – кафе, которые стилизуем под тематику тех локаций, рядом с которыми они размещаются. Появятся гостиницы, в которых смогут останавливаться как туристы, так и съемочные группы.

– Пока все это выглядит так, что проекты, о которых вы рассказали, будут востребованы в первую очередь столичными кинокомпаниями. А планируете ли привлекать для съемок в Москву зарубежные съемочные группы?

– Наша основная задача – сделать так, чтобы деньги и таланты оставались здесь: в России, в Москве. А для этого в числе прочего необходимо закрыть все потребности в инфраструктуре. Но, конечно, приоритетом является и привлечение зарубежных продакшнов. К примеру, мы уже сделали перевод содержания киноплатформы на четыре языка – английский, китайский, тайский и хинди. В ближайшее время к ним добавятся еще арабский, испанский.

«Коллектив Бутмана может выступать в любой стране, и его хорошо примут»

– Судя по названным вами языкам, на которые уже перевели и планируете перевести содержание киноплатформы, это преимущественно дружественные страны. А есть ли с их стороны интерес к съемкам в Москве?

– Есть. Буквально недавно, в начале апреля, к нам приезжала съемочная группа – сто человек – из Индии. Снимали здесь часть фильма. Они как раз подавали заявку через киноплатформу, через которую в онлайне и в режиме единого окна можно решить большинство организационных вопросов по съемкам в Москве. Иностранным съемочным группам очень важно иметь уверенность в том, что по приезде в страну они смогут провести запланированный объем работ. Мы выступаем в данном случае определенным гарантом со стороны города, оказываем всяческую поддержку – начиная от визовой, заканчивая безопасностью на съемочной площадке. Недавно мы запустили службу киноконсьержей, которая оказывает услуги сопровождения, помогает кинокомпаниям решать все вопросы уже на месте съемок.

– Проект, который приезжала снимать группа из Индии, – это копродукция?

– Нет, это их собственный фильм, просто сюжет связан с Россией. Но мы в целом заинтересованы в копродукции. Она расширяет аудиторию проекта – он может заинтересовать как нашего зрителя, так и зрителя из страны партнера по копродакшну. Что в потенциале может дать, во-первых, увеличение доходов для создателей проекта, во-вторых, возможность лучше понимать друг друга через такой вот культурный обмен.

В конечном итоге все, что мы сейчас делаем по созданию в Москве инфраструктуры для кино, решает в том числе глобальную задачу по развитию экономики Москвы. Мы привлекаем сюда зарубежные кинокомпании – они транслируют на весь мир образ столицы: современной, яркой, комфортной. В перспективе это, как мы рассчитываем, привлечет дополнительный поток туристов.

– С кинопроизводством все более или менее понятно. Если говорить о других сферах культуры Москвы, какие из них имеют экспортный потенциал, перспективны для международного сотрудничества?

– За рубежом, скорее, интересны направления, которые, скажем так, являются универсальными. К примеру, в конце января мы приезжали с официальным визитом в Бангкок, где был торжественно дан старт перекрестному году культурных обменов и туризма России и Таиланда. В составе нашей большой российской делегации был в том числе Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, они дали концерт в Бангкоке. И в принципе, коллектив Бутмана может выступать в любой стране и его хорошо примут. Как и наши балетные и оперные труппы. В прошлом году в Таиланд приезжала «Геликон-опера». Но вряд ли для гастролей в этой стране подойдет, к примеру, репертуар драматического театра. В целом же наши артисты остаются востребованными за рубежом: только за 2023 г. 48 московских коллективов выступили с гастролями в 30 странах мира.

При этом нас готовы не только принимать у себя: Москва интересна зарубежным партнерам как площадка для масштабных, международных проектов в творческой сфере. Сейчас с продюсерами из Индии мы обсуждаем еще один проект, уже в музыкальной сфере. От них есть запрос на то, чтобы поставить в Москве мюзикл. И в нем, возможно, примет участие известный в Индии актер, танцор и хореограф Санни Сингх. На Московский джазовый фестиваль, который идет сейчас (с 10 по 16 июня. – «Ведомости»), приехали артисты из Туниса, США, Израиля, с Кубы. В июле в Москве в очередной раз будет проходить всемирный фестиваль циркового искусства «Идол». В нем примут участие цирковые коллективы из 17 стран.

То есть мы в целом заинтересованы, конечно, и в том, чтобы наши зарубежные партнеры привозили к нам свои проекты. В перспективе вообще хотим, чтобы Москва стала культурной площадкой для БРИКС+ и одним из ведущих экспортеров культуры на мировом уровне. Искусство и проекты в сфере творческих индустрий остаются универсальным продуктом, для которого фактически невозможно выстроить какие-то барьеры. Москва может успешно это использовать.